Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
85 чивости всей социальной системы благодаря своеобразному «дублирова- нию» стабилизационных, интеграционных и регулятивных механизмов (при этом не следует забывать, что мобилизация и интеграция общества может основываться не только на принципах религиозной солидарности, но и на идеях джихада) [1]. Абсолютно гармоничное сосуществование по- литики и религии, по-видимому, невозможно, во всяком случае, без ради- кальной трансформации одной из этих систем, или обеих сразу. Истори- ческий опыт показывает, что религиозные и политические институты сотрудничали, когда необходимо было противостоять внешней угрозе или бороться против активных действий протеста внутри страны. Вместе с тем постоянно обнаруживались противоречия во взаимоотношениях между ними. Шла постоянная, то открытая, то скрытая борьба за расширение влияния на различные стороны общественной жизни. На протяжении че- ловеческой истории во взаимоотношениях религии и политики складыва- лись различные ситуации. В одних условиях определяющим фактором вы- ступала религия, в других такую роль выполняла политика. Несмотря на то, что религиозные лидеры очень часто использовали политику в целях укрепления своих позиций, а органы политической власти опиралась на религию в интересах достижения своих целей, между ними продолжали существовать противоречия, а часто даже шла борьба за место главенст- вующей силы в этих взаимоотношениях. Несмотря на определенную схо- жесть функций, в религии и политике используются разные методы регу- лирования поведения людей, несхожие подходы к оценке их действий. Политика часто руководствуется принципом целесообразности, в то время как религия требует руководствоваться нравственными заповедями, зафик- сированными в священных текстах. Говоря о моделях, практически осуществимых в настоящее время, следует отметить следующие моменты консенсусного взаимодействия ре- лигии и политики. На уровне массового сознания, особенно в условиях кризисного со- стояния общества, когда в обществе превалируют настроения разочарова- ния в прошлом и настоящем и тревогой по отношению к будущему, рели- гия видится не фактором конфликта, а фактором стабильности, «панацей от общественных болезней» [3]. Несмотря на относительно высокую тео- ретизацию массового сознания современного общества, в нем доминирует социально-психологический фактор, определяющий, насколько морально и правомерно то или иное явление общественной жизни. Религия способна легитимировать некоторые социально-политические элементы прежде, чем их закрепление произойдет на государственном уровне. Здесь уместно вновь обратиться к анализу созидательной функции религии Макса Вебе- ра, который в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяй- ственная этика мировых религий», «Теория ступеней и направлений рели- гиозного неприятия мира» и др. раскрыл влияние религии на процесс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=