Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

84 Анализ научной литературы, а так же актуальных тенденций совре- менного политического процесса на различных уровнях позволил нам вы- делить два основных направления развития политико-конфессионального взаимодействия, связанных, в свою очередь, с несколькими функциональ- ными аспектами процесса выстраивания политико-конфессионального диалога – это религиозно-политический конфликт и консенсусное сосуще- ствование двух систем. Религиозно-политический конфликт видится нами как конфликт, порождаемый фундаментальным социальным, политиче- ским, экономическим или ценностно-культурным противоречием, детер- минированный или подпитываемый религиозными факторами и перене- сенный в политическую сферу (как правило, его разрешение возможно лишь с использованием политических средств). Спектр подобного рода взаимодействий достаточно широк, причем в большинстве случаев речь идет о противоречии, носящем изначально светский характер. Собственно религиозная конфликтогенность имеет место в условиях масштабного ценностного противоречия, и проявляется либо как гипертрофированная модель самозащиты конфессиональной среды путем масштабной социаль- но-политической и религиозной экспансии (внешний вектор), либо как ут- верждение в политике элементов религиозного фундаментализма (внут- ренний вектор). Религиозно-политический консенсус, в свою очередь, проявляется во взаимодополняющем функционировании религиозной и государствен- но-правовой систем в сфере социального регулирования, адаптации соци- ально-значимых конфессиональных норм к динамично развивающимся и меняющимся социально-политическим реалиям, а так же способности религии выступать дополнительным фактором социально-политической стабилизации. В данной статье нам хотелось бы уделить внимание именно консен- сусной модели функционирования двух систем. «Консенсус» в данном случае означает не отсутствие противоречий – они неизбежны в связи с принципиальным расхождением концептуальных оснований религии и политики, а так же преследуемых ими целей, – а наличие определенных точек соприкосновения в поле социальной деятельности, что позволяет говорить об определенной гармоничности политико-конфессионального взаимодействия. Предельными воплощениями подобной модели могут служить теократия, в которой политика напрямую вытекала бы из религи- озных постулатов, и сепаратная демократия, никак не эксплуатирующая политического потенциала религии и не препятствующая осуществлению последней масштабного социального служения. В последнем случае инте- грационная, мобилизационная и стабилизационная функции религии до- полняли бы аналогичные функции политики, а сохраняемая между поли- тической и религиозной системами дистанция позволяла бы избегать ряда конфессиональных конфликтов и увеличивала запас антикризисной устой-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=