Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
82 мевший поднять музыкальную критику на недосягаемую высоту [2, с. 6]. В его воззрениях музыкальная эстетика является эстетикой поиска в музы- ке духа романтизма, о котором пишет Гофман в своих исследованиях («Поэт и композитор», «Старинная и новая церковная музыка» и др.), где рассматривает романтизм как явление, с помощью которого должно осуществляться познание сущности музыки. Романтические черты были найдены им в старинной музыке (церковной),в музыке И. С. Баха и в твор- честве венских классиков, что позволилоГофману дать определение роман- тизму как идеалу музыки, в которой отражается абсолютное богатство и глубина человеческой души [2, с. 7]. В исследовании А. Тибо «О чистоте музыки» (1824 года) говорится о ценностных ориентирах музыкального искусства. Являясь сторонником «цецилианства» (за сохранение старинной музыки), он предлагает концеп- цию исторической перспективы в музыкальном искусстве, через отраже- ние в нем настоящего и прошлого, а так же высказывает мысль о том, что функция музыки является культурно-просветительской, способствующей эстетическому воспитанию слушателей [2, с. 47]. В первой половине XIX века, основоположник «Берлинской музы- кальной школы», Адольф Бернхард Маркс говорил о теории музыки как о науке способствующей рассматривать эстетические, гуманистические проблемы культуры, воспитывать творческое и музыкальное мышление. Выступая против формализма в кантианской эстетике, он высказывал мысль о том, что если не может быть теории музыки без эстетики, то и фи- лософская эстетика не может быть без синтеза знаний о музыке – теорети- ческих и практических. В своем исследовании, где говорится о споре му- зыкального учения прошлого с эпохой сегодняшнего времени, А. Б. Маркс обосновывает свою концепцию о роли теории музыки как связующего зве- на между композитором и слушателями, о выполнении задачи, связанной с пробуждением в людях понимания произведений искусства, так как ду- ховное развитие есть собственно процесс самопознания [2, с. 105]. На музыкальную эстетику, как и на психологию, философию и педа- гогику XIX века, оказали влияние философские воззрения И. Ф. Гербарта. Его внимание было направлено, в большей степени, на особенности струк- туры музыкальных произведений, а не на эмоциональную и содержатель- ную их составляющие, а само музыкальное произведение трактовалось им как система композиционных равновесий тонко организованных. В фило- софских взглядах на искусство Гербарта исследователи отмечают необыч- ное отношение к произведениям искусства (спрос и предложение), усмат- ривая в этом социологичность. Фундаментальные труды, появившиеся в первой половине XIX века, способствовали пониманию проблемы музыкальной эстетики и сохранили свою актуальность для музыкальной культуры последующего периода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=