Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
80 циональным явлением культуры XX века, получив повсеместное распро- странение. Термин джаз означал вначале форму исполнительства и, прежде чем определиться как жанр, имел название «джаз бэнд». Во многих словарях джаз, как слово, трактуется одинаково, но в этих определениях выделяется точка зрения, характеризующая черты джаза, связанные с импровизацией, благодаря которой музыка наполняется специфическим звучанием музы- кальных инструментов [3, с. 158]. В отличие от академической музыки, в джазе фокусируются: интона- ционный строй (отступление от темперации), ритмическая организация и иная фразировка [2, с. 36]. В определении понятия «джаз» исследователи констатируют не толь- ко наличие специфических особенностей музыкальных приемов, формы, но и нефиксируемые нотацей внемузыкальные элементы. Джаз как культурно-эстетический феномен связан с творчеством и взаимодействием большого количества людей, но при этом музыканты- исполнители одновременно и сохраняют ритм и разрушают его. Считается, что музыка джаза как искусство интонирования коллектива представляет собой диалог не только между исполнителями, но и между музыкантами и слушателями, адекватно реагирующими на музыкальную информацию. В эстетическом феномене джаза присутствует жанровость, как меха- низм проявления ее памяти, сохранившей элементы архаики, обновляю- щейся со временем. Жанр в музыке, всегда помня свое пошлое, живет настоящим. Таким образом, в джазе разрыв с традицией становится ее об- новлением и восстановлением в культурной среде, в новых исторических, аксиологических, социальных и эстетических условиях. В социологии и философии в ХХ веке существовали воззрения (А. Лосева и Т. Адорно), в которых отражалось негативное отношение к джазу и считалось, что джазовое искусство имеет дионисийские черты и приводит к хаосу и распаду [1, с. 37]. Но джаз, постоянно претерпеваю- щий изменения и, находящийся в процессе постоянного развития, остается социально открытым и доступным для философского осмысления. Джаз, представляя собой своеобразную модель «свободы», является так же высшей ценностью для духовно богатой и деятельной личности. Идея свободы, воплощенная в джазовом феномене при помощи музыкаль- но-выразительных средств, по мнению В. Ерохина, российского исследо- вателя, является сердцевиной формы и содержания джазового искусства [2, c. 3–6]. А по-настоящему характер музыки выявляется не в нотном бу- мажном тексте (хотя это имеет свои предпосылки), а в реальности, в жи- вом звучании. Таким образом, определяя понятие «джаз» как культурно-эстети- ческий феномен, обосновывая значимые для джаза элементы, можно ска- зать, что джаз является разновидностью музыки, основанной на импрови-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=