Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

76 ной) МТ при реализации психоделических (созерцательных) методов мы старались, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» – подобная эмоция лечится подобной музыкой). На основании многолетних наблюдений было замече- но, что музыка, после которой человек пребывает в «состоянии созида- ния», полезна потому, что он на подсознательном уровне выбирает «музы- ку-зеркало». Этот процесс психологи определяют как одну из форм эмоционального проецирования. Конкретные произведения для своей про- граммы мы подбираем, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В. И. Петрушиным: Рис. 1. Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку (по В. И. Петрушину) Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выра- жаемые различной по характеру музыкой: – медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, пе- чальные, унылые, скорбные, трагичные; – медленный темп + мажорная окраска = характер произведений со- зерцательный, спокойный, уравновешенный; – быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драма- тический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступа- тельно-волевой; – быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеут- верждающая, веселая, ликующая. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие мы строим на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки – первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает кон- такты между педагогом и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслаб- I – печаль Темп медленный МИНОР (эмоции отрицательные) III – гнев Темп быстрый IV – радость МАЖОР (эмоции положительные) II – спокойствие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=