Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

75 – музыкотерапию как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма; – музыкотерапию в психиатрии и психоневрологии. Психологическое направление в свою очередь содержит: – функциональную музыку (использование оптимизирующих музы- кальных программ на производстве, в спорте, в педагогике); – музыку в практической психологии и доклинической психотерапии (в том числе, «музыкальная психотерапия», «музыкальная психокоррек- ция», «музыкальные тренинги творческого самовыражения», тренинги об- ретения «природного голоса», танцедвигательные тренинги и т. п.). Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна: – стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности; – снятие зрительного и слухового утомления; – создание положительного настроя на работу и благоприятной атмо- сферы на рабочем месте; – формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов. Использование музыки в педагогическом процессе представляет значи- тельный интерес. В суггестивной педагогике (педагогике внушения) ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г. Лозановым и Э. Гатевой разработана методика музыкально-художественной организа- ции и презентации учебного материала (на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам). Среди музыкальных суггестопе- дических методов следует назвать «мелодраму» (пропевание лексических единиц), релаксационное «погружение» с использованием музыки, пение «художественно-дидактических» песен (закрепляющих пройденный мате- риал или создающих необходимую «настройку» на работу). О. И. Лучинина отмечает, что функциональная музыка способна ока- зывать существенное влияние на физиологические показатели и работо- способность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные занятия приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Их результативность усиливается, когда музыкальное и светомузыкальное воздействие исполь- зуется в системе эмоционально-волевого тренинга. В нашем исследовании мы рассматриваем вопросы использования МТ в процессе здоровьесбережения детей в условиях их обучения, воспитания и развития в детском объединении. То есть мы используем МТ в области педагогики общего и дополнительного образования детей. Подбор музыкального материала для проведения педагогической МТ всегда вызывает значительные трудности. Многие педагоги основываются на своем эмпирическом опыте и на тех же рекомендациях сомнительного свойства. При выборе музыкальных произведений в пассивной (рецептив-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=