Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

62 пафос – существенная черта литературы тех лет – вспомним хотя бы по- эмы «Облако в штанах» В. Маяковского и «Двенадцать» А. Блока. У Есе- нина богоборчество – это отталкивание от неправедного старого мира и от «традиционного» божества как покровителя и части этого мира, возведе- ние взамен прежнего – нового, «божества живых». И христианская образ- ность в поэзии Есенина этой поры не случайна – она подчеркивает «все- ленский» характер революции, ее величие и космический масштаб. В основе «библейских» поэм Есенина лежит идея преображения, идея перехода от старого состояния мира к новому. На ней базируются мотивы победы над мировым злом в образе мифического Змия («Певущий зов»), очистительного потопа («Отчарь»), утоления жажды и напоения влагой земли, оживления мертвой природы («Октоих»), духовного и телесного на- сыщения, торжества света над мраком («Преображение»), нового креще- ния и встречи грядущего прекрасного дня («Пришествие», «Иорданская голубица»), разрушения одряхлевших опор, освобождения от оков, обре- тения духовной свободы («Инония»), победного шествия к заветной цели («Небесный барабанщик»), сбивания засовов, свержения старых святынь и светил, выхода «на колею иную» («Пантократор»). Разрушение, согласно Есенину, – это только прелюдия строительства нового мира. Созидание этого грядущего нового мира у художника складывается также из ряда по- следовательных этапов: обуздания и приручения враждебных стихий, «оседлания» светил и планет и при необходимости – их новой расстановки («Отчарь», «Певущий зов», «Пантократор», «Небесный барабанщик»), внесения в мир «нового солнца» («Октоих»), распахивания и засевания космической целины («Преображение»), восстановление радуги на небе в знак нового союза Бога с человеком, строительства нового града и храма веры («Инония»), воссоединение земли и неба, близких и дальних, ушед- ших и живых в новом, преображенном мире («Иорданская голубица», «Пантократор»). Христианские мотивы Рождества, Крещения, Распятия, Пришествия, Воскрешения, Вознесения, Преображения, Апокалипсиса, повторяясь из поэмы в поэму, создают устойчивый библейский фон цикла. При этом цен- тральном мотивом становится мотив Воскрешения как воплощение опти- мистического звучания темы спасения Руси, которой суждено пройти че- рез гибель и очищение. Есенинские «библейские» поэмы – явление глубоко национальное по духу. В них соприкасаются «скифское» и «китежское» сознание, рево- люционный мессианизм и «русская идея», глубинные архетипы нацио- нальной и мировой художественной культуры, сосуществуют христианст- во и язычество, утопия и миф, молитва и пророчество. 1920-е годы – особый этап в творчестве поэта. Поиск «новой веры без креста и мук» сменился в творчестве Есенина периодом глубокого атеизма и нигилизма. Мятежное есенинское богоборчество, богохульство – обо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=