Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
61 нинских сил, «своего» и «чужого» миров, Христова воинства и сил ада, что позволяет рассматривать названные произведения как попытку создания национально-христианизированного эпоса. Подлинным духовным открытием Есенина стал поэтический образ Христа. Младенец Христос – божественное дитя – являл собой как бы пре- дельное, удвоенное выражение идеи воплощения идеальных начал челове- ческой природы, многократно освященное в Богородичных иконах, особо почитаемых народом. Поэтика «ожившей» иконы характерна, в частности, для маленьких христианских поэм-сказок 1916 года, составляющих свое- образный диптих: «Колоб» («То не тучи бродят за овином…») и «Исус- младенец». Опираясь на традицию христианских сказаний о детстве Иису- са (например, Евангелия от Фомы), Есенин обращается здесь к редкому в русской литературе жанру «детского» апокрифа, стремится наделить об- разы Богородицы и маленького Иисуса земными крестьянскими чертами. Христианские мотивы и образы воплощаются и в произведениях Есенина, где важнейшей темой является тема родины: «Край любимый, сердцу снятся…», «Сторона ль моя, сторонка», поэме «Русь» и других. На примере и этих, и ранее названных произведений можно увидеть, что строгая церковная догматика, христианская культовость интерпретируют- ся в раннем творчестве Есенина в духе русского религиозного синкретиз- ма; христианские мотивы и образы дооктябрьской поэзии Есенина несут на себе отпечаток не только православных мотивов, но и позднего «неоязыче- ства» и неохристианства поэзии «серебряного века». Это заключается не только в обожествлении, одухотворении природы, при котором природа мыслится как дивный храм, где молится лирический герой, но и в исполь- зовании христианских мотивов и образов в воплощении темы родины как таковой – например, в поэме «Русь» и ряде других произведений. Это оз- начало качественный переход от преимущественно дифференцированного воплощения темы родины к ее исключительно «ангелическому» образу, если использовать есенинскую терминологию. Революция внесла в поэзию Есенина новую интонацию – в его произ- ведениях начинает звучать тема братства и единения, духовного воскресе- ния живущих (поэмы «Пришествие», «Преображение», «Инония», стихо- творение «Отчарь» и др.). Эта новая для поэта тема вызвала и новые стилевые особенности – в его произведениях появляется лозунговость, публицистичность. Религиозная лексика становится у Есенина вариантом лексики публицистической, поскольку содержание новой, во многом лишь эмоционально переживаемой действительности поэту было легче выразить в близких, привычных образах. Отсюда «небо – как колокол», «месяц – язык», люди – «братья-миряне» и т. д. Метафорическая образность стано- вится ведущим началом, формирующим поэтический стиль Есенина. Важно помнить и то, что специфической, отличительной чертой того времени было дерзкое отношение к Богу, богохульство. Богоборческий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=