Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

5 Основной «психологической» предпосылкой деятельности учителя по развитию художественного кругозора учащихся является сочетание их ум- ственной деятельности с развитием чувств и воли. Отсюда следует, что конкретные практические мероприятия всегда нужно связывать с такими формами работы, которые вызывают эмоциональный подъем, личную инициативу учащихся. Я. А. Каменский считал необходимым для учителя «всеми возможны- ми средствами воспламенять …жажду знаний и пылкое усердие к уче- нию… Метод обучения должен облегчить труд ученика так, чтобы не было ничего, что претило бы ученикам и отпугивало бы их от дальнейших заня- тий». К. Д. Ушинский придавал важнейшее значение интересам в духовном развитии ребенка и подчеркивал зависимость развития детских интересов от обучения и воспитания «Учение, лишенное всякого интереса, …убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» [5, с. 51]. Оригинальные мысли по поводу воспитания интересов к учению можно найти в педагогических дневниках Л. Н. Толстого. Он считал, что убивая всякую фантазию, воображение, невозможно формировать интере- сы ребенка. Традиционная школа представляет основной результат работы в виде ученических знаний. В настоящее время идёт интенсивный поиск критери- ев оценки знаний и средств диагностики их освоенности. Необходимо определить совокупность качеств знаний. «Качеством принято называть свойство объекта, которое составляет его устойчивую, постоянную и вы- являющую его сущность характеристику. Мы рассматриваем знания уча- щихся в их конечном, оптимальном состоянии, то есть такими, какими они должны стать в результате полноценного обучения, но учитываем при этом анализ знаний на каждом этапе процесса усвоения, то есть те качест- ва, которые возникают на этих этапах» [2, с. 48]. Отсутствие соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учи- тель уже не является для наших детей единственным источником знаний. Сделать учебную работу на сколько возможно интересной для ученика и в то же время не превратить эту работу в забаву – одна из важных и труд- нейших задач учителя. Область интересов – это познавательная деятельность, в процессе ко- торой происходит овладение содержанием учебных предметов и необхо- димыми способами, усилениями и навыками, при помощи которых учени- ки получают образование. В программе общеобразовательных учреждений: начальные классы (1–4) отмечается, что педагогический подход, в свою очередь, предлагает: обнаружить в педагогическом процессе объективные возможности интерес-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=