Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

40 благу злое или дурное, как противоположно сущему не-сущее, откуда сле- дует, что дурное и злое есть не-сущее» [1, с. 128]. Дионисий Ареопагит отмечает: «Зло соучаствует в восполнении всего и доставляет собою цело- му способность не быть незавершенным» [3, с. 27]. Таким образом, зло – это нечто относительное, это обратная сторона добра. Именно поэтому существование зла необходимо для того, что бы различить добро. «Ведь если зла нет, то добродетель и порок – одно и то же и в целом, по отноше- нию к другому целому, и в сопоставимых частностях, и уже не будет злом то, что борется с Добром» [1, с. 136]. Онтологическая конструкция теодицеи, представленная Августином, является одной из самых первых и имеет авторитетный характер для пра- вославной церкви и в наши дни. Данная конструкция представляет два ас- пекта проблемы теодицеи – метафизический и эстетический. Согласно ме- тафизическому аспекту, что зло не имеет онтологического основания, а лишь исходит из возможной изменчивости вещей. Эстетический аспект характеризует зло как некую «явленность», присутствие, которое имеет негативное значение само по себе или же с ограниченной точки зрения че- ловека, а в целостной картине мира оказывается благом. В целом мир об- наруживает себя благим и прекрасным, зло же бытует в нем лишь только относительно: например в качестве определенного недостатка или какого- либо отсутствия. Грехи и пороки, которые являются негативными сами по себе, существуют для того, чтобы укреплять веру и добродетель. С такой целью Бог и попускает их наличие. Необходимо отметить, что по мнению Августина, Бог создал мир из «ничего», но из этого подобает вывод не о бездне между тем кто создал и созданием, а установление о том, что на творении покоится отпечаток конечности и злобы. Тварный мир обладает свойствами употребленного строительного материала, всему сотворенному свойственно влечение к разрушению и самоуничтожению. Всякая вещь со- храняется в бытии одним только божественным содействием. Данное воз- зрение находится в основе метафизического варианта теодицеи Августина. В русской богословской традиции довольно часто с целью богооправ- дания богословы обращались к житийной литературе и к сборникам из- бранных изречений святых отцов (патерики). Святитель Игнатий (Брянча- нинов) излагает следующий пример, пособляющий осознать усмотрение Бога касательно людей. «В четвертом веке жил в Египте святой старец, имевший особенный дар чудотворения и по причине его громкую славу между человеками. Вскоре он заметил, что гордость стала овладевать им, и он не в состоянии победить ее собственными усилиями. Старец прибег к Богу с теплейшими молитвами, чтобы попущено ему было для смирение беснование. Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего и по- пустил Сатане войти в него. Он подвергался всеми припадками беснующе- гося в течении пяти месяцев; принуждены были надеть на него цепи; народ стекавшийся к нему во множестве, прославлявший его велики святым,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=