Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

4 формации, обучает способам нахождения и использования полученных знаний, т. е. формирует их компетентности в различных областях знаний. Развитие художественного кругозора – есть целенаправленный про- цесс, направленный на усвоение и расширение знаний о культуре и искус- стве, который порождает интерес объекта к приобретению новых качеств. В школе один из основных предметов, на которых учащиеся знакомятся с миром искусства – это изобразительное искусство. Компетентность в области искусства формирует художественное об- разование. В Государственном стандарте образовательная область «Искус- ство» определена как одно из условий духовного возрождения России, ко- торое должно обеспечиваться ростом творческого потенциала граждан, процветанием отечественной культуры. Цель художественного образова- ния как развитие художественной культуры учащихся предполагает разви- тие «умения ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физи- ческого и умственного, духовного и художественного труда людей, умения пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа, посильно участвовать в процессах поддержания и обновления об- щественной культуры, совершенствование собственной личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в различных видах искусства, участия в культурной жизни школы, страны, мира [1, с. 319]. Основой художественного кругозора, исходя из его определения, являются знания в области искусства. Именно знания дают исходный ма- териал для комбинации анализа и синтеза представлений в процессе худо- жественного творчества. Отсутствие соответствующих знаний, умений и навыков у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Знания неоднородны по своему характеру и взаимо- связь различных видов знаний и уровней их усвоения приводит к разным показателям качеств знаний – глубины, оперативности, гибкости, осознан- ности и др. Эти свойства формируются постепенно, в ходе вариативного применения знаний, требующего активного мышления во всех его прояв- лениях. Уровень развития указанной совокупности показателей качеств знаний, включая их системность, свернутость (способность выразить мысль кратко), развернутость (способность компактную мысль развернуть в соответствии с ее составом), обобщенность, конкретность и т. д. И. Я. Лернер, создавая систему качеств знаний, отмечает, что знание человека проявляется только в его деятельности. Знания являются основой творчества. Именно они дают исходный материал для комбинации, синтеза и анализа представлений в процессе художественного творчества. Одной из актуальных проблем любой частной методики является не только проблема передачи знаний, но и вопросы механизмов и достовер- ности определения результативности обучения. В различных учебных предметах накоплен богатый опыт организации проверки усвоения знаний.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=