Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

39 3. Мезинов, В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета/ В. Н. Мезинов. – http: // dibase.ru /article/26012009_mezinovvn/5 4. Формирование методологической культуры педагога-исследова- теля: Моногр. – Челябинск: Изд-во «Факел» Челябинск. гос. пед. ун-та; Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. Г. В. Валеева, Н. Л. Богомазова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ: ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ БОГООПРАВДАНИЯ Вопрос о том, есть ли возможность оправдать всемогущество и все- благость Бога при существовании мирового зла, стал центральной темой богооправдания – т. е. теодицеи. «В теодицее сконцентрированы узловые вопросы человеческого бытия и его взаимоотношения с миром – вопросы добра и зла, страдания, искупления, свободы личности, соотнесения смыс- ла жизни отдельного человека со смыслом бытия мира, меры ответствен- ности человека и Бога за существующее зло и многие другие» [2, с. 141]. Хотя данная проблема (теодиция) имела место уже в античной философ- ской традиции, на первый план она выходит лишь в монотеистических ре- лигиях. В границах христианской традиции можно отметить характерные богословские оправдания присутствия зла в мире, которые формировались посредством принципа свободного изъявления человеком воли: Бог сотво- рил жизнь, которая для полноты включает в себя вероятность морального зла, которое, в свою очередь, порождает физическое зло. Данный аргумент является фундаментом христианской идеи богооправдания от откровения библейских текстов до религиозной философской мысли XIX–ХХ вв. Од- нако, нельзя сказать, что при всем значении проблемы теодицеи, ей отво- дилось центральное место в христианском богословии. Величайшие бого- словы прошлого, такие как: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский и др., в проблеме теодицеи не находили каких либо трудностей. Им присуще классическое обоснование теодицеи: зло пришло в тварный мир вместе с грехопадением человека (однако, «греховность не аргумент для отказа человеческого Богом» [5]), но зло не существует само- стоятельно, оно не субстанционально, оно являет собой недостаток добра. Стоит отметить, что до Великих Каппадокийцев, по тому же пути разре- шения проблемы богооправдания, следуют уже во II веке Ориген и Кли- мент Александрийский, которые отмечают, что «Всякое зло есть ничто, хотя бывает и не-сущее; благой тождествен сущему, противоположно же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=