Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

36 пластичность); на уровне процессов преобразования собственной лично- сти, деятельности, окружающей среды. Однако следует подчеркнуть и такой аспект, обусловливающийконку- рентоспособность будущих специалистов-психологов, как их методологи- ческая культура, что определяется современной социокультурной ситуаци- ей, когда быстро и интенсивно меняющееся современное технологическое общество требует оперативного корректирования существующих и разра- ботки принципиально новых образовательных программ [4]. Овладение методологической культурой позволяет студентам осуществлять эффек- тивное освоение новых областей теории и практики и при этом быть ори- ентированным на самостоятельный поиск новых знаний в данной области. Понятие «методологическая культура» педагогами (О. С. Анисимов, В. В. Краевский, С. В. Кульневич, Л. Б. Соколова, А. Н. Ходусов и др.) ста- ло употребляться сравнительно недавно. Сочетание «методологическая культура» отражает овладение культурой, как системой ценностей, источ- ником знаний о природе, обществе, способах деятельности предполагает иное отношение к преобразованию педагогической теории и практики. Культура помогает превратить методологический опыт в достояние буду- щего специалиста, фактор развития его личности, творческого мышления, формирования научного мировоззрения и ценностной позиции. М. А. Пе- тухов определяет методологическую культуру как знания философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровня; проекти- рование и организация воспитательно-образовательного процесса; осозна- ние, формулирование и творческое решение педагогических задач; мето- дологическая рефлексия. В. В. Краевский дает следующее определение методологической культуры: «…знание, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения». Р. Ш. Царева из равных ка- тегорий знания (научного познания, информированности, знаний, умений и навыков) выделяет осмысленное знание. Рассматривая методологическую культуру в качестве одного из струк- турно образующих факторов развития студента как исследователя, А. А. Ор- лов характеризует ее как культуру профессионального мышления, основан- ную на методологических знаниях, важнейшую часть которых составляет рефлексия. Таким образом, можно утверждать, что методологическая куль- тура студента – это культура мышления, основанная на методологических знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснова- нию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования [4]. Отсюда следует, что целевая ориентация профессиональной педагоги- ческой подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития, конкурентных умений человека, его подготовки к самореализации в жизни и обществе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=