Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
35 К. Ю. Брешковская, М. А. Кувырталова, Э. В. Шелиспанская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Новый период развития общественных отношений определяется не только развитием технологий перераспределения трудовых ресурсов, но и раскрытием нового основного ресурса – ресурса индивидуальности конкретной личности. Это обусловлено, с одной стороны, темпами модер- низации современного общества, в котором образование выступает как компонент культурного и социально-экономически устойчивого развития человека, сообщества и нации, а с другой стороны, общество переживает кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений. В связи с этим возникла по- требность не только в повышении уровня общего и профессионального образования, но и в переориентации его функций, переосмыслении целей и ценностей. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, по- зволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых зна- ний с инновационностью мышления и практико-ориентированным иссле- довательским подходом к разрешению конкретных образовательных задач. Поэтому целью высших учебных заведений становится поиск оптималь- ных условий, содействующих становлению и развитию конкурентоспособ- ности будущих специалистов. Конкурентоспособность определяется исследователями как «динами- ческое, системное, многоуровневое личностное образование, характери- зующееся совокупностью сформированных личностных и профессиональ- ных качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу, профессии, коллегам, самому себе; профессиональ- ных знаний и адекватных способов поведения в профессиональной дея- тельности» [3]. Существуют различные подходы к изучению проблемы конкуренто- способности студентов вузов – интегративный, компетентностный, социо- культурный, системно-деятельностный и др. Существенное значение имеет рассмотрение данной проблемы на уровне личностных качеств бу- дущего специалиста (мобильность, адаптивность, коммуникативность, са- мостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальная память, критическое мышление, спо- собность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность); на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, проективность, прогнозирование, целеполагание, гибкость,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=