Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
3 И. Н. Антоненкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРУГОЗОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В настоящее время система образования стоит на пороге нового этапа развития, который порождает новую парадигму образования. Центром этой парадигмы является развитие человека с высоким уровнем культуры. В связи с этим возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким и продуктивным мышлением, развитым активным воображением и способна ответственно относиться к окружаю- щему миру и к самой себе. ФГОС второго поколения требует от современного учителя развития кругозора школьников в рамках каждого учебного предмета, например, лингвистический кругозор необходимо формировать на уроках русского и иностранного языков. Что же касается художественного кругозора, то здесь «образовательное поле» для развития довольно широкое– изобразительное и музыкальное искусство, литературное чтение,трудовое обучение. Необходимость развития у младших школьников кругозора, в частно- сти художественного, отражается и в современных учебно-методических комплектах различных образовательных программ. Современные учебни- ки довольно ярко иллюстрированы, что дает им право быть одним из средств развития кругозора школьников. Слово кругозор в современном русском языке употребляется как си- ноним слова горизонт в переносном его значении. Говорится об умствен- ном кругозоре, о широте или узости кругозора интересов, о людях с огра- ниченным кругозором и т. п. [История языка. Энциклопедии и словари. http://enc-dic.com/whistory/Krugozor-586.html ]. Как отмечается во всех словарях: кругозор – объем, широта интере- сов, знаний и т. п. [3, с. 165]. А слово художественный означает – связан- ный с деятельностью в области искусства [4, с. 69]. Исходя из данных зна- чений, «художественный кругозор» можно определить как объем знаний и интересов, связанный с деятельностью в области искусства. Кругозор, как индивидуально-личностное образование, формирую- щееся на широкой базе определенной системы знаний и интересов, и про- являющийся через устойчивую потребность личности в самообразовании, имеет огромное значение в становлении духовной сферы учащихся. Современная парадигма образования изменяет свои ориентиры с под- держивающего обучения на систему развивающего обучения. Сегодня учитель дает ученикам не просто определенный объем знаний, умений и навыков, а помогает ребенку ориентироваться в мире разнообразной ин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=