Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

194 логии и педагогики степень самоактуализации личности находится в связи со степенью адекватности её представлений о себе. Особую группу составили проектные задания, разработанные на о с- нове эмпирических данных об особенностях саморазвития учителей, п о- лученных в исследовании Н. А. Пешковой [5]. Роль проектных заданий в подготовке будущих педагогов велика: по данным многочисленных иссле- дований, проводимых в нашей стране и за рубежом, большинство успешных современных специалистов в различных областях профессиональной дея- тельности – это люди, обладающие проектным типом мышления. Выполне- ние проектных заданий было направлено на формирование у магистрантов умений по организации психолого-педагогического сопровождения учите- лей с различным уровнем профессионально-личностного саморазвития, по оказанию им помощи в построении программы личностного развития. Это требовало актуализации знаний параметров саморазвития каждой груп- пы учителей, понимания специфики задач психолого-педагогического со- провождения их саморазвития, выбора на этой основе адекватных способов реализации сопровождения. Приведём пример проектного задания: «На основе диагностического исследования в школе была выявлена группа учителей начальных классов со стажем работы менее пяти лет (два человека) и более десяти лет (один человек), для которых характерны сле- дующие особенности, связанные с их самопознанием и саморазвитием: низкий уровень знаний о профессии и о самом себе; недостаточное стре м- ление к изучению себя; неадекватная обратная связь с членами коллект и- ва и руководителями; слабо выраженный самоинтерес; недостаточный уровень владения коммуникативными и проектировочными умениями; наличие подавленного настроения, пассивность, пессимизм. Установите по этим параметрам уровень саморазвития данной группы учителей ; определите основные задачи, формы и методы психолого-педагоги- ческого сопровождения их профессионально -личностного саморазвития, аргументируйте психолого-педагогическую целесообразность своего подхода. Разработайте содержание индивидуальной программы само- развития для одного учителя из данной группы по какой-либо из выявлен- ных у него проблем». Таким образом, реализация научных психологических разработок в педагогической практике, с одной стороны, является важнейшей задачей и одним из основных критериев эффективности научных исследований, с другой – претворяет в жизнь уже проверенные, отработанные теоретиче- ские положения и рекомендации. Вместе с тем, внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс вуза способствует со- вершенствованию качества подготовки специалистов, позволяет так орга- низовать познавательную деятельность студентов, чтобы они умели ис- пользовать разнообразные научные достижения для более глубокого осмысления своей профессиональной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=