Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

193 личностных черт Я-реального и Я-идеального в каждой группе учителей; установить взаимозависимости между различными типами самооценки (актуальной и ретроспективной, идеальной и актуальной) в целом и по от- дельным профессионально важным качествам у студентов и учителей, объяснить полученные результаты с позиций психологической теории и сделать обоснованные выводы . Подобные задания способствуют более глубокому осмыслению особенностей каждого компонента Я-концепции личности учителя, работа над которыми осуществляется в процессе психо- лого-педагогического сопровождения саморазвития учителей. Немаловаж- ным аспектом психолого-педагогического сопровождения выступает изу- чение индивидуально-психологических особенностей личности учителя в контексте его педагогической деятельности. Это требует ознакомления магистрантов с диагностическим инструментарием для проведения эмпи- рического исследования профессионально-личностного саморазвития учи- теля, формирования первоначальных диагностических умений в этой об- ласти. На решение данной задачи направлены практические задания второй и третьей групп. В основу этих заданий был положен комплекс стандартизированных психологических методик, ориентированных на ди- агностику профессионального самопознания учителя и детальное изучение структурной организации его Я-концепции, подобранных вышеназванны- ми авторами на основе следующих критериев: личностно-характероло- гические особенности учителя; особенности эмоционально-волевой и мо- тивационно-ценностной сферы; особенности педагогической деятельности учителя [7; 8]. От студентов требовалось проведение диагностического исследования особенностей самопознания студентов 1–4 курсов бакалав- риата (на выбор), используя опросник Н. Г. Рукавишниковой «Методика диагностики профессионального самопознания», а также изучение пред- ставлений студентов о себе как о профессионале и особенностей их само- оценки на основе самостоятельного подбора не менее трёх методик с даль- нейшим анализом и сопоставлением эмпирических данных как по каждому курсу студентов, так и между курсами; подготовка научной статьи по ре- зультатам исследования. Следующим этапом было проведение самодиагностики с целью выяв- ления особенностей Я-концепции, самопознания и саморазвития, опреде- ления личностных проблем в сфере будущей профессиональной педагоги- ческой деятельности, требующих внимания и постепенного разрешения, и на основе обобщения результатов самодиагностики разработка програм- мы саморазвития с целью постепенного устранения выявленных проблем. Такая работа способствует не только осознанию индивидуально-психоло- гических особенностей собственной личности и деятельности, но и фор- мированию положительного отношения к себе как к будущему педагогу, принятие себя как профессионала. Необходимость данного подхода обу- словлена тем, что в соответствии с положениями гуманистической психо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=