Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
192 но-смыслового, эмоционально-волевого и регулятивно – поведенческого компонентов самопознания, влияние внешних и внутренних условий и факторов на личностное самопознание [6]. В рамках модуля «Сущностная характеристика профессионально- личностного саморазвития учителя» от магистрантов требовалось выде- лить сущностные признаки понятия «саморазвитие» в определениях, дан- ных на основе проведённого Н. А. Пешковой контент-анализа этого поня- тия, установить взаимосвязь и различие этих определений, обосновать, какому из них они отдают предпочтение и почему. Студенты знакомились с авторской трактовкой сущности саморазвития учителя начальных клас- сов, сопоставляли эту трактовку с другими определениями понятия «само- развитие», а также с родственными понятиями: «самоактуализация», «самосовершенствование», «самореализация», делали выводы [4]. Изучая модуль «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально- личностного саморазвития педагога», студенты раскрывали сущность это- го процесса на основе анализа алгоритма, разработанного Н. А. Пешковой; познакомились с условиями, инициирующими учителя начальных классов на саморазвитие. Особое внимание уделялось ознакомлению магистрантов с наиболее распространёнными формами психолого-педагогического со- провождения профессионально-личностного саморазвития педагога (твор- ческие тематические семинары, практикумы, деловые игры) и личностно- ориентированными технологиями профессионального развития (тренинги личностного роста, саморазвития и саморегуляции, мониторинг социаль- но-профессионального развития, рефлексивные практикумы и др.) [5]. Практические задания, разработанные на основе авторских результа- тов проведённых эмпирических исследований, были направлены на ос- мысление студентами выявленных особенностей составляющих Я-кон- цепции различных групп учителей и студентов (первая группа заданий), на обогащение опыта студентов по подбору и реализации диагностических методик для проведения различного рода исследований по проблеме про- фессионально-личностного саморазвития, накоплению эмпирических дан- ных, их анализу и интерпретации (вторая группа заданий), на расширение своих представлений о себе как о человеке и будущем педагогев ходе само- диагностики с целью составления самохарактеристики и организации рабо- ты по саморазвитию (третья группа заданий), а такжена отработку умений по организации и проведению разнообразных форм психолого-педаго- гического сопровождения саморазвития учителей (проектные задания). Выполнение заданий первой группы предполагало изучение содержания научных статей В. С. Агапова, Т. Н. Шайденковой и И. Л. Фельдман [3; 9]. Студентам предлагалось на основе анализа эмпирических данных, опубли- кованных в этих статьях, определить особенности Я-реального и Я-иде- ального, выявленные у учителей с различным стажем работы, дать психо- лого-педагогическое обоснование причин сформированности выделенных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=