Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

191 Основное назначение теоретических заданий заключалось в выработ- ке категориального аппарата в аспекте изучаемых модулей, в уяснении студентами характерологических особенностей Я-концепции, осмыслении целей и задач профессионально-личностного самопознания, отработке наиболее сложных положений психологии саморазвития учителя и овладе- нии на этой основе обобщённой системой научных знаний. Теоретические задания предполагали следующие аспекты: анализ авторских определений основных понятий, изучение теоретических моделей, разработанных этими учёными, рассмотрение сущности изучаемых проблем в их трактовке. Так, например, в рамках модуля «Профессиональная Я-концепция педагога» магистрантам предлагалось изучить основные подходы к определению по- нятия «Я-концепция», выделенные в монографии В. С. Агапова, опреде- лить общие и различные черты в этих подходах; назвать сущностные характеристики понятия «Я-концепция» в трактовке профессора В. С. Ага- пова, раскрыть специфику его подхода; охарактеризовать специфические особенности разработанной им прогностической модели Я-концепции ру- ководителя [1]. Проведённый анализ содержательной наполненности поня- тия «Я-концепция» способствовал уяснению сущности этого феномена как итогового продукта сознания, самосознания и бессознательного, осмысле- нию соотношения таких категорий, как самосознание, образ Я, самооцен- ка, самоотношение. Студенты изучали также разработанную Н. А. Пешко- вой на основе интеграции различных точек зрения учёных структурно- функциональную модель Я-концепции учителя начальных классов, анали- зировали её структуру, определяли содержательную и функциональную нагрузку каждого компонента. Это дало возможность понять сущностные характеристики когнитивного, эмоционального, поведенческого и мотива- ционного компонентов Я-концепции учителя [4] . Для более глубокого осмысления механизмов и функций профессио- нальной Я-концепции, её роли в процессе становления профессионала и овладения профессиональной деятельностью студентывыделяли и сопос- тавляли основные характеристики этого феномена, его структуру в трак- товке разных авторов, изложенных в исследовании профессиональной Я-концепции учителя, проведённом Т. Н. Шайденковой; выявляли пози- тивные и негативные последствия в случае несовпадения реальной и иде- альной профессиональной Я-концепции, знакомились с факторами, спо- собствующими развитию профессионального Я [8]. При изучении модуля «Личностно-профессиональное самопознание как основа саморазвития педагога» с целью осмысления самопознания в качестве системного многокомпонентного психического образования студентам было предложено познакомиться с теоретической моделью про- фессионального самопознания педагога, разработанной И. Л. Фельдман. Работа с опорными конспектами позволила им понять внутреннее содер- жание и функциональное единство когнитивно-оценочного, мотивацион-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=