Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

190 лась в процессе изучения дисциплины «Профессионально-личностное саморазвитие учителя». Цели освоения дисциплины заключаются в теоретическом осмысле- нии общих закономерностей саморазвития, овладении системой психоло- го-педагогических знаний о феномене профессионально-личностного са- моразвития педагога и диагностическими процедурами в этой области, в освоении комплекса профессионально-педагогических умений по реали- зации психолого-педагогической поддержки профессионально- личностно- го саморазвития учителя, а также в формировании у магистрантов потреб- ности в профессиональном самосовершенствовании и личностном росте. Содержательно эта дисциплина включает четыре модуля: «Профессио- нальная Я-концепция педагога», «Личностно-профессиональное самопо- знание как основа саморазвития педагога», «Сущностная характеристика профессионально-личностного саморазвития учителя» и «Психолого- педагогическое сопровождение профессионально-личностного саморазви- тия педагога». Изучение методологических, теоретических и практических вопросов каждого модуля осуществлялось на основе анализа научных работ психологов и педагогов – членов научной школы профессора В. С. Агапова, исследующих такие проблемы, как становление Я-концеп- ции в управленческой деятельности руководителей (В. С. Агапов), форми- рование профессиональной Я-концепции у студентов педагогического вуза (Т. Н. Шайденкова), развитие профессионального самопознания в структу- ре Я-концепции учителя начальных классов (И. Л. Фельдман), структурно- функциональная организация Я-концепции учителей начальных классов с разным уровнем саморазвития (Н. А. Пешкова). Для этого использова- лись изданные в рамках этих проблем монографии, научные статьи, учеб- но-методические пособия, которые были рекомендованы магистрантам в качестве основной и дополнительной литературы при изучении данной дисциплины [см. работы 1; 3–9]. Нами выделены два основных направления реализации научных раз- работок, представленных авторами этих трудов. Первое направление – анализ авторских теоретических положений в соответствии с содержани- ем каждого модуля изучаемой дисциплины с целью более глубокого её освоения и развития системы психолого-педагогических знаний; второе – знакомство и анализ эмпирического материала исследований, что позво- ляет осмыслить не только разносторонние характеристики профессио- нально-личностного саморазвития педагога, но и овладеть диагностиче- скими процедурами в этой области. Каждое из этих направлений было реализовано через совокупность разработанных теоретических и практи- ческих заданий различного уровня сложности, а также через совокуп- ность проектных заданий. Все задания сконструированы адекватно ком- петенциям, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения данного курса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=