Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
189 Т. Н. Шайденкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА В. С. АГАПОВА В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ Основу научной психологической школы профессора В. С. Агапова составляет исследовательская программа «Развитие концепции Я и само- сти субъекта в динамике социально -экономических преобразований России», которая фокусирует в себе методологические, исторические, теоретические, эмпирические, прикладные и практические аспекты ком- плексного, междисциплинарного системно-субъектного исследования многообразных феноменов самости человека: его самосознания, самоот- ношения, самопознания, самооценки, саморегуляции, самоутверждения, самореализации и самоактуализации, самоопределения и самопрезентации, самоидентичности и саморазвития. Постановка данной проблемы актуали- зируется тем, что «именно в феноменах «самости» наиболее ярко прояв- ляются субъектные характеристики личности, составляющие активное, действенное начало в человеке, во многом определяющие особенности его действий и поступков, отношений и общения, деятельности и поведения, других форм активности и в целом жизнедеятельности человека» [2, с. 14]. Одной из основных функций, осуществляемых научной школой, н а- ряду с исследовательской, формирующей, интегративной, является прак- тическая функция: научная школа стремится реализовать свои разработки в практике. И это не случайно. Результаты научных исследований какой- либо проблемы, в том числе и психологической, прежде всего оказывают серьёзное влияние на имеющиеся подходы, идеи, теоретические пре д- ставления в области данной проблемы, дополняют, развивают, вносят в них новые элементы, что способствует разработке новых концепций и принципов, открытию новых направлений и перспектив в исследовании этой проблемы. Практика же – критерий истины. Поэтому обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разр а- ботанных положений и идей в педагогическую практику. Более того, ис- пользование результатов научных исследований в практической деятель- ности оживляет их, наполняет особым дыханием. Рассмотрим реализацию научных разработок, выполненных сотрудниками психологической шко- лы профессора В. С. Агапова, на примере подготовки магистрантов направления «Педагогическое образование», магистерская программа «Психология и педагогика развития ребёнка», в Тульском государствен- ном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого на факультете ис- кусств, социальных и гуманитарных наук. Такая подготовка осуществля-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=