Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
185 Так, социология детства рассматривает его не как природную дан- ность, а как социальный конструкт, а детей – как соучастников (хоть и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, подчеркивая, что детский взгляд (точнее – взгляды) требует к себе серьёзного внимания со стороны взрослых. Государственные и региональные доклады о положении детей дают социологический срез мира современного детства, необходимый, но не достаточный для разработки соответствующих планов действий в интере- сах детей. Доля детей в населении России составляет примерно 20 %. В стране Детства мальчиков немного больше, чем девочек. Несмотря на наблюдаю- щийся рост рождаемости, число российских детей в возрасте до 17 лет со- кратилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 г. (по Тульской области за тот же период сокращение составило более 67 тысяч человек). Дети рассматриваются не только как особый социальный слой, но как приоритетная группа. Речь идёт о двух аспектах приоритетности: социо- культурном и экономическом. Первый означает, что степень образованно- сти и социализированности, масштабы и уровень культуры, здоровья детей материализуются завтра в здоровье нации, в качество жизни народа, в но- вые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире. Второй означает, что финансирование детства – это не затраты, а инвестиции, которые, естественно, должны увеличиваться. Приоритет- ность детства абсолютна: дети должны иметь более высокие качественные характеристики, чем их родители. Это очевидное условие развития. В про- тивном случае мы попадаем в «социальную» воронку, когда бедные рож- дают бедных, а больные матери воспроизводят больное поколение [2, с. 7]. Интегрированными индикаторами качественных характеристик детей являются физическое и психическое здоровье, интеллектуально-образова- тельный и нравственный потенциал. У современных детей имеют место смертность при родах, врождённая инвалидность, болезни, врождённые аномалии. По некоторым данным, только каждый десятый ребёнок приходит в школу практически здоровым; процент же практически здоровых детей среди выпускников российских общеобразовательных организаций ещё ниже. При этом медленно снижается количество детей, в жизни которых присутствует употребление различных психотропных веществ. Стратегия действий в интересах детей Тульской области на 2012–2017 годы предусматривает, в частности, комплекс мер по формированию здра- воохранения, дружественного к детям, здорового образа жизни ребёнка и взрослых. Однако её реализация требует значительных усилий как со стороны властных структур, так и со стороны всего общества. Полное благополучие ребёнка невозможно вне семьи: это аксиома.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=