Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

184 Е. Г. Шаин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК В ПРОСТРАНСТВЕ МИРА ВЗРОСЛЫХ Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельного взятого народа и человечества в целом. Взрослый человек не может вернуться в оставленную страну своего детства; в то же время каждый несёт наследие своего детства в себе и не может даже при желании освободиться от него. Ребёнок же не может ни физически, ни психологи- чески существовать без взрослого; его мысли, чувства и переживания про- изводны от жизненного мира взрослых. Парадокс, выраженный формулой «мальчик – отец мужчины», повторяется в науках об обществе: общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрос- лой культуры [3, с. 6]. Специального определения Детства нет в современных словарях, од- нако этот термин используется широко, многопланово и многозначно. В индивидуальном варианте – это, как правило, устойчивая последо- вательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщённом – это совокупность детей разных возрастов, составляющих «до взрослый контингент» общества [9, с. 15]. Один из самых известных психологов ХХ столетия Жан Пиаже выска- зал идею, на которую до сих пор ссылаются все детские психологи мира: ребёнок – это не маленький взрослый. Несмотря на простоту и даже само- очевидности данной мысли, до сих пор многие суждения о ребёнке и его развитии являются следствием сравнения его со взрослыми. Взрослые видят основную задачу обучения и развития детей в том, чтобы они как можно раньше приобщились к миру взрослых. Однако, не- смотря на все усилия взрослых в указанном направлении, во всём мире имеет место «инфантилизация» детей: всё большее число современных де- тей отстают в личностном развитии от своей возрастной нормы. Это ведёт к тому, что детство неконструктивно и неадекватно растягивается и зани- мает всё больше времени в процессе жизни человека в целом. Характеристике особенностей процесса развития детей на разных воз- растных этапах посвящено большое число научных исследований педаго- гов и психологов. Развитие и воспитание ребёнка протекают в определён- ной социальной и культурной среде, неразрывно связанной с другими сторонами общественной жизни и находящейся в состоянии исторического развития и изменения. Изучением этих взаимосвязей занимаются такие но- вые, возникшие во второй половине ХХ века, научные дисциплины, как история детства, этнография (антропология) детства, социология детства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=