Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

176 ются как естественное продолжение учебного процесса. Систематическое изучение свойственных различным сферам жизни и языковой коммуника- ции социальных ролей, коммуникативных интенций, вербальных и невер- бальных средств выражения, языковых и социокультурных закономер- ностей, лежащих в основе коммуникации, приводит к «вовлечению» учащихся в мир и культуру русского народа. Планы и программы внеаудиторных мероприятий разрабатываются по двум основным направлениям: 1) ознакомление иностранных учащих- ся с российской действительностью, историей, культурой, образом жизни российского народа, 2) привлечение иностранных студентов к участию в общеуниверситетских, городских, региональных, всероссийских мер о- приятиях. В рамках первого направления проводятся экскурсии по достоприме- чательным местам России, организуется посещение концертных залов и театров. Важно, что экскурсионная программа составлена в соответствии с учебно-тематическим планом дисциплин, направленных на изучение рус- ского языка и культуры. Так, в 1 семестре на отделении предвузовской подготовки учащимся предлагается текст о московском Кремле и Красной площади. Органичным продолжением темы является поездка в Москву на Красную площадь. Своими впечатлениями впоследствии учащиеся делятся на занятиях по практическому курсу русского языка. Студенты-филологи III курса в рамках дисциплины «Практикум по речевому общению» изуча- ют тему «Русское изобразительное искусство». Обязательным условием успешного овладения материалом является экскурсия в Тульский художе- ственный музей или в Третьяковскую галерею, где студенты не только уз- нают о русских живописцах и их произведениях, но и проводят ролевую игру «Экскурсия». Подобное визуально-действенное подкрепление учеб- ного материала активизирует поисково-познавательную деятельность сту- дента, развивает его творческий потенциал, повышает мотивацию учения. Итогом проведённой экскурсии служит письменная работа, в которой студент делится своими впечатлениями и мыслями, или проектная работа, оформленная в виде мультимедийной презентации, видеофильма или ху- дожественного коллажа. Ежегодно в университете в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры организуется региональный научно-практи- ческий конкурс студенческого педагогического мастерства «Русское сло- во», к участию в котором также привлекаются иностранные студенты. Но- минации, выделяемые внутри конкурса («Урок русской словесности», «Художественное слово», «Конкурс стенных газет»), вызывают живой ин- терес у иностранных студентов. Немаловажное значение приобретает под- готовка к конкурсу, поскольку в это время происходит активное усвоение новых лексико-грамматических моделей, расширение фоновых знаний, развитие социально-коммуникативных компетенций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=