Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

162 На развитие натюрморта в первой четверти XX века во многом по- влияли работы ведущих представителей кубизма [3, с. 43]. А П. Пикассо при помощи творимого им предметного мира, ничего общего с реально- стью не имеющего, выражал в натюрмортах свое отношение к глобальным и глубинным проблемам действительности (Второй мировой войне), через цветовую и пластическую символику предметов. Таким образом, можно отметить, что в натюрморте художник остает- ся наедине с молчаливым миром вещей – он сам выбрал их, сопоставил, сам дал натюрмортной группе ее характер: или монументальный и гром- кий, или камерный, интимный, или торжественный, или обыденный. Художник свободен, выбрать, теперь, что ему угодно. Продиктован этот выбор желанием воспеть любимую вещь или воплотить остро запечатлев- шийся в вещном облике образ своего времени; стремлением сочинить из предметов нечто далекое от привычного, но прекрасное; или необходимо- стью найти послушный материал, сам по себе не волнующий художника, но дающий ему повод лепить и строить, не вникая в своеобразный мир предмета, а создавая совершенно свой, со своими особыми законами мир. Как сложно переплетаются эти желания, как по-разному оживают они в натюрмортах! В заключение можно сказать, что художественное воплощение инте- реса к вещи возникает на разных путях эволюции жанра натюрморта. Об- щее здесь видится в наполнении обыденной вещи смыслом, отражающим и свойства самой вещи, с одной стороны, и проблемы бытия художника, его души, выраженные через изображаемую вещь, с другой. Литература 1. Дюпети М. Журнал-серия. Великие художники. Их жизнь, вдохно- вение и творчество / Номер 81. С. Шарден. – Киев, 2003. – С. 12–13. 2. Звездина, Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: к проблеме прочтения символа / Ю. Н. Звездина. – М., 1997. – С. 129–138. 3. Лернер, П. Красноречие вещей / П. Лернер // Юный художник. – 2010. – № 2. – С. 40–43. 4. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для учащихся гимназий, колледжей, студентов и аспирантов вузов / В. Н. На- заров. – М.: Гардарики, 2004. – С. 232. 5. Третьяковская галерея // Международная панорама. – 2008. – № 4. – С. 21.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=