Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

160 смысловое содержание практически сойдет на нет, а сам жанр приобретет чисто академическое («учебное») предназначение у художников. Он будет являться лишь методом совершенствования техники и мастерства, и в ие- рархии живописных жанров натюрморт будет присутствовать как один из «низших». Жанр натюрморта приходит в упадок, популярность сохраняют главным образом картины, представляющие цветы и фрукты. В целом же предметы утрачивают самоценность: им нечего сообщить о своей сути в том случае, когда они исполняют роль атрибута. Но даже в такое сложное время для этого жанра, можно выделить жи- вописца, который так или иначе через изображение самых простых на пер- вый взгляд вещей, показал незримую связь между человеком и окружаю- щим его миром вещей. Речь идет о таком французском художнике как Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779). Как правило, он изображал вещи принадлежащие людям определенного жизненного уклада – так называе- мого «третьего сословия». Это были самые обычные вещи и предметы по- вседневного обихода. Но мастерство художника было на столь высоком уровне, что даже в самых обыденных вещах, например в кухонной утвари можно было прочесть, о том укладе жизни обычного человека, который был так интересен Шардену [1, с. 12–13]. Все вещи были написаны с не- обыкновенной теплотой, были прописаны все шероховатости и потертости старой кухонной посуды, все эти акценты говорили о той связи человека с вещью, к которой он прикасается изо дня в день, оставляя на ней отпе- чатки своей души. Третий период – возрождение европейского натюрморта – конец XIX – XX вв. На рубеже XIX–XX столетий заметно резкое возрастание интереса к символике в натюрморте. Это нашло яркое выражение в о б- ращении к мифологическим и аллегорическим темам в изобразительном искусстве и натюрморте. Особое распространение получает символика растений, причем традиционные символы свободно переосмысляются и нередко получают новое истолкование. В ряде случаев растительные мотивы обладают смысловым содержанием. Предпочтение отдается тернистым травам, означающим зло и страдания, болотным цветам, вы- ражающим меланхолию. Пользуются популярностью цветы экзотиче- ские, например, орхидеи. Часто встречаются маки – символ смерти и сна [2, с. 129]. Очень примечательно в этом периоде творчество выдающегося италь- янского художника Джоржо Моранди (1890–1964) [5, с. 21]. 1918–1919 гг. называют «метафизическими» в творчестве Моранди. Его интересует по- эзия, загадки, раскрытие внутренней ценности вещи. «Именно обычные вещи оказывают влияние на наш дух. Они раскрывают высшие формы су- ществования, чем занимается искусство. Вещи привычные, родные, на них мы смотрим и не видим» – этот тезис Маринетти из его «Метафизики про- стых вещей» явно близок Моранди.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=