Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
159 анатомические иллюстрации); с укреплением голландской буржуазии на- тюрморт стал вбирать в себя предметы передающие роскошь и богатство, не только в самих вещах, но и в буйстве красок. Но большую ценность несет в себе сформировавшийся во второй по- ловине XVII века натюрморт-эмблема – это некое зашифрованное письмо, где вещь изображалась не сама по себе, а как вещь-символ, несущая в себе определенный смысл. Такой натюрморт в то время можно было «про- честь» с помощью специальных книг-подсказок – сборников Эмблем. Во- обще характерная черта этого периода – широкое распространение «эмб- лематики», сложение эмблематического мышления, ярко отразившегося в произведениях изобразительного искусства и литературы. Огромное ко- личество сборников эмблем – от тонких книжиц, до объемистых томов, – во второй половине XVI–XVII в. издавались в разных центрах Европы. Это говорило об увлечении сложным иносказанием. Картина тогда служила не столько украшением, сколько заставляла зрителя задуматься о своей жизни и о пути духовного спасения, о добре и зле, о пороке или добродетели. Все сюжеты классического натюрморта – кухонная утварь, атрибуты искусства, охотничьи трофеи и т. д. – все несло в себе определенные нравственные смыслы. Например, большое изобилие, роскошь, пышно обставленные столы, изображенные на картине, могли нести в себе призыв отказа от излишеств и помощь бедным. Как пример можно привести один из наиболее распространенных жан- ров натюрморта в Голландии был «Vanitas» (Суета сует) [3, с. 40]. Главным атрибутом таких изображений был череп как основной символ бренности человеческого бытия. Всем предметам, помещенным рядом с ним, автома- тически приписывались те же качества: цветы – мимолетность красоты; книги – суетность знаний; песочные часы– быстротечность времени и др. В ряд предметов жанра «Vanitas» наряду с изображением черепа вхо- дили и такие вещи как, например хрупкие сосуды, стеклянные бокалы с водой или недопитым вином – символ не до конца прожитой жизни. Зо- лотые украшения и парадные кубки – символы зыбкости и недолговечно- сти роскоши и земной власти. Бывало, что художник включал в картины и текст. Это в основном были отрывки из священного писания, например основа христианской этики: «Не забывай, человек, что все земное, кроме души, тленно» [3, с. 41]. Несомненно, период с начала XVII века (момент становления натюр- морта как жанра) и вплоть до XVIII века – это время расцвета натюрморта, с точки зрения смысла скрытого за изображаемыми предметами, которое вкладывает сам человек. Это с одной стороны стройное, сложное компози- ционное строение, а с другой – не менее сложное и многогранное смысло- вое содержание. Второй период – кризис европейского натюрморта – XVIII – вторая половина XIX вв. В этот период такое качество натюрморта как сложное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=