Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

158 именно в том, что они несут в себе некую печать целенаправленной дея- тельности человека. Такие вещи пронизаны всем тем, что вкладывает в них человек, нанося на холст – это идея, замысел, смысл, цель: только в таком случае эти вещи становятся ценными и значимыми, как для самого худож- ника, так и для культурного наследия в целом. Натюрморт, как жанр живописи, непосредственно связанный с изо- бражением вещей, несет в себе не просто отражение, копирование формы того или иного предмета, а некий замысел, символ через который запечат- ленная на холсте вещь может рассказать нам так много в процессе интер- претации. Она, возможно, расскажет нам о своей роли в композиции, как о неком символе; либо о жизни живописца; либо об эпохе, ушедшей в про- шлое, или даже предскажет будущее. С одной стороны, вещь будет воплощать в себе замыслы живописца, которые он вкладывал в нее, с момента отбора ее из массы предметов для написания картины и заканчивая последним мазком, завершающим ее форму. С другой, – личность человека – интерпретатора также будет вли- ять на смысл изображенной вещи, особенно если самого живописца уже давно нет в живых и эпоха написания натюрморта давно ушла в прошлое. В любом случае натюрморт вне мира человека, вне человеческой культуры потеряет всякий смысл, равно, как и вещи, изображенные в нем. Таким об- разом, вещь в натюрморте – связана с культурой эпохи и теми культурны- ми смыслами, которыми наделил ее художник, являющимся интерпретато- ром символики вещи. В рамках данного исследования можно обратиться к эволюции евро- пейского натюрморта с тем, чтобы охарактеризовать каждый из периодов эволюции с точки зрения того, каким образом в тот или иной период в этом жанре происходило некое воплощение человеческого духа через изображаемую вещь. Условно можно разделить процесс эволюции на три периода – становление, кризис, и возрождение жанра. Первый период – становление европейского натюрморта – вторая половина XVI–XVII вв. Этот период знаменует формирование натюрморта как самостоятельного жанра живописи, которое происходит в XVII столе- тии в Голландии. До этого времени, несомненно, существует изображение вещей на по- лотнах, но никакую смысловую нагрузку они еще не несли, являясь допол- нением фона, второго плана. Как правило, преобразовавшись в самостоя- тельный жанр в XVII веке, натюрморт в Голландии отражал вначале, в большинстве случаев, веяния самой эпохи. То есть через изображаемые вещи художник пытался передать то, что было интересно в те или иные годы. Так началось все с изображения всевозможной снеди; затем сфера интересов художников перешла к содержимому обеденного стола, от пред- метов утвари, до самой еды; далее вперед шагнула наука, и в натюрморте художники старались отразить внутреннее строение вещи (натюрморт как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=