Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
140 Самоопределение личности: история, теория и технология: Материалы Все- рос. науч.-практ. конф. с элементами научной школы (Белгород, 30–31 мая 2013 г.) / Отв. редактор И. Ф. Исаев. – Белгород: ООО «ГиК», 2013. С. 25–28. 8. Романов, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка учите- ля начальных классов: дидактический аспект: Моногр. / В. А. Романов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. 9. Романов, В. А. Профессионально-ценностные ориентации как эле- мент внутренней культуры личности студентов / В. А. Романов // Межвуз. сб. науч. тр. «Ценности профессиональной деятельности педагога». – Чер- кассы-Ульяновск: Изд-во Ульяновского ИПКПРО, 2011. – С. 109–115. 10. Романов, В. А. Ценностные ориентации студентов как аспект пред- ставления о профессиональной культуре личности / В. А. Романов // Изв. ТулГУ. – Сер. «Гуманитарные науки». – № 1. – Ч. II. – Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. – С. 345–352. Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «ВТОРАЯ РУССКАЯ КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ» Л. Н. ТОЛСТОГО И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В своей статье «О языке народных книжек», которая была написана в мае 1862 г., но при жизни автора не публиковалась, Толстой сформули- ровал целый ряд требований к языку художественных произведений, адре- сованных читателю из народа. В качестве образцов Толстой приводит литературные материалы, созданные им самим или в соавторстве с кресть- янскими детьми, посещавшими Яснополянскую школу в первый период ее работы. Многие из этих произведений были несколько ранее опубликова- ны в «Книжках Ясной Поляны» и в педагогических работах Толстого этого периода. Фактически в своей статье Толстой говорит не просто о народной литературе, а о литературе для детей. Уже в начале 1860-х гг., т. е. за 10 лет до «Большой Азбуки», Толстой понял, что детская литература в России должна отвечать определенным требованиям, среди которых нет дидактизма как такового, или, во всяком случае, он находится на одном из последних мест. Толстой совершенно справедливо завел речь о языке подобных книг, потому что именно через язык и благодаря языку становятся доступны и доходчивы педагогические задачи, стоящие за детским чтением. Толстой говорит о языке в широком смысле, включая сюда не только словесно-синтаксическую ткань текста, но и его композицию, детали предметной выразительности, образные средства, фабульные ходы и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=