Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
14 Кроме того уместно вспомнить, что в свое время в основании идеи социального государства лежали не только утилитарно-рационалисти- ческие, но и ценностные, философско-этические и, даже религиозные мо- тивы. Именно ценностные основания придают особую устойчивость соци- альному государству в условиях экономических потрясений. Анализируя особый тип общества, сложившийся в западной Европе во второй половине ХХ века, известный британский исследователь соци- альной политики Т. Маршалл указывает, что он основан на разных базовых принципах, или ценностях, которые невозможно полностью гармонизиро- вать, что с неизбежностью вызывает противоречия при макрополитич е- ском уровне принятии решений по социальной политике. Этот гибридный тип общества, который он называет составным или «дефисным», имеет три таких элемента, как капитализм, благосостояние и д емократию. Именно эти элементы базируются на разных базовых ценностях, что п о- рождает противоречия в ценностных основаниях гибридного общества и, соответственно, в определении стратегии и приоритетов общес твенно- го развития [2, с. 455]. Известно, что, хотя идеи о социальной справедливости и общего блага имеют многовековую историю, концепт социального государства сложил- ся в середине и во второй половине XIX в., когда уже сформировались ос- новные идеологии современности. Примечательно, что в его формирова- нии и реализации свой вклад внесли исследователи и политики как консервативного, так и либерального и социал-демократического направ- ления. Именно под влиянием каждой из этих идеологии в современном мире сложились три типа социального государства: либеральное, консер- вативное и социал-демократическое. В первоначальном же варианте Л. фон Штейн обосновывал социаль- ное государство политико-инструментальными задачами самосохранения государства, которому растущее социальное неравенство грозило социаль- ным взрывом. Такой подход проистекал из логики консервативной мысли, которая была не чужда идее охранительного социального реформаторства, встраивая её в общий фундамент собственного мировоззрения. Органицизм, как одна из фундаментальных оснований социальной фи- лософии консерватизма, логически подводил к мысли о необходимости заботы о всех составных частях сложного общественного организма. Не слу- чайно, именно представители консервативных политических сил Велико- британии провели еще в конце XIX века социальные нововведения патерна- листского характера. Речь идет о принятии в 1795 г. закона Спинхемленда, направленного на обеспечение бедных минимальным доходом. Опыт ока- зался неудачным, поскольку породил массовые настроения социального иж- дивенчества, однако этот негативный опыт до сих пор играет положитель- ную роль в виде предостережения социальным реформаторам о возможных отрицательных последствиях некоторых социальных программ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=