Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

138 Моделирование – это процесс создания иерархии моделей, широко применяющийся научный метод исследования и познания учебно-воспи- тательного процесса на его искусственно созданном объекте, обладающим педагогической валидностью. В психолого-педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В. Г. Афанасьева, В. А. Веникова, И. Б. Новик, В. А. Романова, Г. В. Суходольского, Е. В. Фалуниной, Л. Е. Со- лянкиной, И. Ю. Маховой, Н. В. Гафуровой и др. Отчётливо представляя, что никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предска- зать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собствен- ном пространстве, мы полагаем, что педагогическое моделирование в ко- роткие сроки (например, за период обучения студента в вузе) позволяет подготовить специалиста-профессионала, способного быть конкуренто- способным на рынке труда, то есть обладать необходимыми профессио- нальными компетенциями [7]. Известно, что в основе моделирования находится модель, которая по мнению педагогов-исследователей представляет собой искусственно соз- данный объект виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул. Он, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), ото- бражает в упрощенном и обобщенном виде структуру и взаимосвязи меж- ду элементами этого объекта. Поэтому модель должна рассматриваться как система объектов или знаков, воспроизводящая основные (некоторые) существенные свойства оригинала и являться обобщенным отражением объекта или частным ре- зультатом опытно-экспериментальной работы. Современная педагогика не может обойтись без метода моделирования, что доказано опытом, ведь в педагогике модели используются как исследовательский прием и как ин- струмент [1; 3; 4; 8 и др.]. Необходимо понимать, что моделирование в педагогической науке применяется не только для моделирования содержание образования, но и широко используется для моделирования таких объектов, как учебная дея- тельность. Так, например, некоторые научные модели используются в ка- честве аппарата преподавания конкретных учебных дисциплин, также моделирование способно выступить в роли учебного средства, способа обобщения учебного материала, оно применяется для логического упоря- дочения учебного материала или представления учебной информации в на- глядной форме [7]. В связи с этим, можно с уверенностью говорить о том, что педагоги- ческие условия необходимо рассматривать как реализацию комплекса взаимосвязанных мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих результативное формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, а именно, как педагогическую модель. Данная модель, по нашему мнению, включающая педагогические условия,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=