Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
137 В. А. Романов, А. Н. Привалов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ: РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ В ВУЗЕ В настоящее время формирование профессиональных ценностных ори- ентаций студентов педагогического вуза осуществляется под воздействием ряда негативных факторов, например, таких как: низкий престиж педагога и школьного учителя, невысокая заработная плата в системе образования, негативного информационного воздействия и т. д. [6; 7]. В такой ситуации профессорско-преподавательский коллектив высшего учебного заведения не может повлиять на ситуацию, сложившуюся в социальной и экономиче- ской сфере в стране, и в системе образования, в частности. Однако, мы счи- таем, что в процессе профессионального образования и воспитания буду- щих воспитателей, учителей и педагогов, можно учитывая влияние данных факторов целенаправленно формировать компоненты профессиональных ценностных ориентаций (аксиологический, мотивационный, деятельност- ный, профессиональный) и добиться тем самым позитивных результатов в профессионально-личностном развитии студентов педагогического вуза. Определение состава и общей структуры профессиональных ценност- ных ориентаций студентов-будущих педагогов, анализ результатов психо- лого-педагогических исследования ценностных ориентаций учащейся молодежи, учет особенностей педагогического труда и факторов, ока- зывающих влияние на формирование профессиональных ценностных ори- ентаций студентов педагогического вуза позволяет нам определить сле- дующие педагогические условия формирования их профессиональных ценностных ориентаций. К ним мы можем отнести: разработку и реализа- цию педагогической модели формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза; установление четкой взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности по формированию профессиональных цен- ностных ориентаций будущих педагогов; обеспечение дифференциации и индивидуализации формирования профессиональных ценностных ориен- таций студентов педагогического вуза и ряд др. [7; 8 и др.]. Реализация данных условий, по нашему убеждению, способно обес- печить целостность и результативность процесса формирования профес- сиональных ценностных ориентаций студентов вуза, что подтверждается результатами проанализированных исследований и опытно-эксперимен- тальных работ в этом направлении за последнее десятилетие. Попытаемся в рамках данной статьи обозначить некоторые подходы к обоснованию необходимости такой модели как условия формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=