Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

126 Будучи важнейшей стилистической категорией, экспрессия представ- ляет собой «выражение чувств, переживаний; выразительность». Экспрессивность усиливает эмоциональное восприятие речи, оказы- вает глубокое воздействие на слушателя. Так французский лингвист Ш. Балли отмечал, что экспрессивность – это эмоциональное восприятие действительности и стремление передать его реципиенту, основной харак- теристикой которой является потенциальная возможность языка транс- формировать факты, идеи, выражать их в увеличенном или уменьшенном масштабе [1, c. 202, 393]. Ученый указывал на существование различных способов и средств для выражения одного и того же эмоционально окра- шенного содержания. Он выводил множественность экспрессивных средств из ассоциаций, порождённых присутствием в памяти выражений, аналогичных данному, создающих своего рода бессознательную синони- мию [1, с. 120]. Термин «экспрессивность» получил различное толкование в трудах ученых, являясь достаточно противоречивым и одним из «наиболее зыб- ких, неопределённых областей исследования до настоящего времени, за- нимая между тем промежуточное положение между стилистикой, семан- тикой и прагматикой речи» – указывает В. Н. Телия [2, с. 5–35]. В. Н. Гридин представляет экспрессивность как совокупность семан- тико-стилистических признаков языковой единицы, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средства субъек- тивного выражения отношения говорящего к содержанию и адресату. Экс- прессивность свойственна единицам всех уровней языка [3, c. 591]. По мнению В. К. Харченко в основе экспрессии лежит несоответствие языковых средств языковым стандартам, таким образом, экспрессия появ- ляется там, где отмечаются отклонения от нормы. В.К. Харченко отмечает: «Сущность языковой экспрессии – в преодоление возможных шаблонов, стандартов. Экспрессивное в языке выступает как нерегулярное, нетипич- ное и поэтому необычное, свежее, выразительное» [4, c. 68]. Е. М. Галкина-Федорук рассматривает экспрессию как «усиление вы- разительности, изобретательности, увеличение воздействующей силы ска- занного. И все, что делает речь более яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей, является экспрессией» [5, c. 107]. «Всё» – это характеризующиеся экспрессивностью единицы всех уровней языка, это звуковая деформация отдельных слов, удлинение зву- ков, интонационные особенности произношения, акцентные средства, это и стилистические фигуры, звуковые, лексические, синтаксические повто- ры, авторские неологизмы, это смешение различных стилистических пла- стов в одном высказывании, введение нелитературных и иноязычных элементов речи. Е. М. Галкина-Федорук разграничивает два понятия: экс- прессия и экспрессивность. По ее мнению, экспрессия – процесс усиления выразительности, который рассматривается как коммуникативная категория.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=