Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

123 Это было связано с тем, что они получили довузовскую профессиональную подготовку в педагогическом колледже и педагогическом лицее и уже имели определенный практический опыт работы в школе. Низким уровнем готовности к педагогическому проектированию обладают 54 и 53 человека. Исследование выявило стадийный характер формирования готовности будущих специалистов к педагогическому проектированию, обусловлен- ный постепенностью развертывания содержания подготовки от дисципли- ны к дисциплине: – на первом этапе преимущественно формируется интерес будущих специалистов к педагогическому проектированию: студенты получают первоначальное представление о знаниях, умениях, необходимых педагогу («Введение в педагогическую профессию», «Дидактика», «Возрастная психология», прохождение психолого-педагогического практикума), раз- виваются теоретическое, словесно-логическое и аналитическое мышление; – на втором происходит усвоение фундаментальных педагогических, психологических и методических знаний, формирование основных педаго- гических умений и способов познавательной деятельности («Методика преподавания предмета», «Педагогическая психология», «Социальная пси- хология», «Педагогические технологии и управление образовательными системами», прохождение психолого-педагогического практикума), разви- вается наглядно-действенное мышление; – на третьем происходит интенсивная интеграция в личностный, ког- нитивный и деятельностный компоненты готовности будущих специали- стов предметно-методических аспектов (курс по выбору), развивается практическое мышление; – четвертый предполагает их активное включение в процессы профес- сионального саморазвития в области проектирования (непрерывная произ- водственная практика на V курсе), продолжает развиваться практическое мышление; – на пятом происходит самоактуализация специалистов, поиск ими ин- дивидуального стиля (1 год работы), развивается интуитивное мышление. Результаты первого диагностического среза показали, что уже после изучения педагогических и психологических дисциплин в контрольной и экспериментальной группах были выявлены студенты с высоким уров- нем готовности (3 и 6 соответственно). Средним обладают 13 и 14 человек, а 41 и 37 – низким. Первый диагностический срез выявил положительную динамику формирования готовности к проектированию в экспериментальной группе, участники которой проявляли устойчивый интерес к этим проблемам, под- черкивали, что они являются смыслом их будущей профессиональной дея- тельности. Овладение педагогическими технологиями многими непосред- ственно связывалось с будущей педагогической деятельностью. Этому способствовала организация в процессе изучения психологических дисци-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=