Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

122 Остановимся на общих чертах технологии обучения будущих специа- листов педагогическому проектированию. Исследование проводилось на базе Тульского государственного педа- гогического университета имени Л. Н. Толстого, было охвачено в общей сложности 184 студента II–V курсов следующих факультетов: историче- ского, естественно-научного, филологических, математического. Органи- зация опытно-экспериментальной работы предполагала три взаимосвязан- ных стадии ее осуществления. Констатирующий этап эксперимента выявил, что значительная часть будущих специалистов не владеет умениями проектировать на технологи- ческом уровне и испытывает определенные сложности с диагностикой ре- зультатов своей деятельности и интерпретации ее результатов, с целепола- ганием, планированием, организацией и контролем учебного процесса и т. д. (выдвинутым выше показателям готовности соответствуют в опре- деленной степени умения 14,3 % диагностируемых). Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучение в вузе, в котором подготовка к педагогическому проектированию не вычленяется как специальная цель, не обеспечивает в полной мере необходимого уровня готовности к применению полученных теоретических сведений на практике. В связи с этим был проведен формирующий этап эксперимента, свя- занный с реализацией в образовательном процессе вуза разработанной на- ми системы заданий, формирующий умения проектировать. Были выделе- ны экспериментальная и контрольная группы (по 57 человек в каждой). Особая роль здесь принадлежит изучению будущими специалистами не только нормативных курсов: дидактики и педагогических технологий и управления образовательными системами, общей, возрастной и педагоги- ческой психологии, но и курса по выбору «Педагогическое проектирова- ние», углубляющего своим содержанием основные предметы, а также по- зволяющего формировать важнейшие практико-ориентированные умения. В этой связи организация формирующего этапа эксперимента пред- полагала процедуру уравнивания факторов, связанную с распределением 114 участвовавших в эксперименте студентов факультета математики и информатики в экспериментальную и контрольную группы. Стремясь к уравниванию личностного фактора, мы старались, чтобы занятия, консультации, встречи в экспериментальной и контрольной груп- пах проводились одним и тем же педагогом или педагогами, примерно равными по квалификации. Процедура выявления готовности, проведенная в конце II курса и представляющая собой исходный диагностический срез, дала следующие результаты, подтвердившие уравнивание контрольной и диагностической групп. Отметим, что при проведении исходного диагностического среза было установлено наличие будущих специалистов со средним уровнем подго- товки (4 в контрольной и 3 в экспериментальной группах соответственно).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=