Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

121 го строительства, оставаясь неизменно открытой для всех партнеров. Не- обходимы специалисты, знающие свой предмет и постоянно повышающие свою квалификацию, получившие не просто конкретные знания, но и гото- вые к непредвиденному освоению новых достижений науки в процессе своей деятельности, умению постоянно учиться, передавать полученные знания другим и использовать их в повседневной практике, поэтому так необходимо создание системы проектировочных умений с учетом потен- циальных возможностей каждого, так как это поможет утвердиться как профессионалам, включиться в активную жизнь учебного заведения. Под педагогическим проектированием мы, вслед за В. С. Безруковой, понимаем «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся» [1, с. 95]. Профессиональное мышление – преобладающее использование при- нятых именно в данной профессиональной области приемов решения задач и проблем, способов анализа ситуаций, принятия решении – включает: обобщенное и опосредованное отражение человеком профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда); пути по- лучения человеком новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразований; приемы остановки, формулирования и решения профес- сиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессио- нальной деятельности; приемы целеобразования и планообразования в хо- де труда, выработку новых стратегий. Вопрос о необходимости специальной работы по формированию у бу- дущих учителей профессионального мышления был поставлен в литерату- ре в начале 1970-х гг. (В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин, Д. С. Яковлева). Однако предметом исследований педагогов и психологов этот вопрос стал лишь в начале 1980-х гг. (О. А. Абдуллина, В. И. Загвязинский, Ю. Н. Ку- люткин, Е. К. Осипова, А. М. Сохор и др.). Сегодня многие ученые (В. И. Загвязинский, Ю. Н. Кулюткин, Н. И. Мешков, Е. К. Осипова, О. И. Че- моданова и др.) отмечают, что творческий потенциал учителя в первую оче- редь зависит от степени сформированности профессионального мышления и потребности в творческой деятельности. В настоящее время в ряде педагогических вузов на занятиях по пред- метам педагогического цикла и частным методикам проводится определен- ная работа по формированию у студентов профессионального мышления, идут практикумы по обучению будущих учителей решению педагогических задач, разрабатываются соответствующие программы спецкурсов. Целесо- образность такого видения учебного процесса очевидна. Теоретического же обобщения данного опыта в литературе недостаточно. Все это обусловливает необходимость поиска новых подходов к фор- мированию у студентов профессионального мышления, разработки вопро- сов сущности, особенностей, структуры, функций профессионального мышления учителя-предметника.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=