Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

120 основе воссоздания представленных в нем ситуаций и соотнесении их с содержащимися в памяти адресата набором определенных ситуаций дей- ствительности» [3, с. 111]. При восприятии текста в сознании читателя складываются пропози- ции, каждая из которых отождествляется с репрезентацией текста. Пропо- зиции являются компонентами денотатной структуры текста наряду с мак- ропропозициями, в которые они затем организуются. Макропропозиции, в свою очередь, являются составляющими макроструктуры, которая выяв- ляет тему целостного текста, или лежащую в его основе глобальную си- туацию. Однако, помимо системы пропозиций, для понимания текста не- обходимы ситуационные модели, имеющиеся в памяти каждого человека и активируемые в процессе восприятия текста. Изучением моделей ситуаций занимался голландский лингвист Т. А. ван Дейк. Модели ситуаций, по его мнению, необходимы адресату в качестве основы интерпретации текста. Использование моделей позволяет читателю понять скрытые и непонятные фрагменты текстов – в этом слу- чае они активизируют соответствующие фрагменты ситуационной модели. Таким образом, денотативное пространство художественного текста или его денотатная структура – это событийная часть текста, раскрываю- щая главную тему произведения и состоящая из макро- и микроситуаций, воплощенных в глобальной ситуации и соотносящихся с ситуационными моделями. Литература 1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста: Учеб. / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М.: Флинта; Наука, 2005. 2. Манерко, Л. А. Предмет в пространстве через сложноструктурную единицу номинации / Л. А. Манерко // Номинация и дискурс: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. А. Манерко. – Рязань: Изд-во РГГУ, 1999. 3. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Нови- ков. – М.: Наука, 1983. Н. А. Пронина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого УМЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАТЬ УРОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Адаптация профессионального образования к реалиям изменяющего- ся мира осуществляется как непрерывный процесс творческого совместно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=