Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

112 новые пути в отечественном искусстве, изменившие эстетические взгляды на систему художественных ценностей. В период 1970-х годов наметились новые тенденции в художествен- ном творчестве, такие как поэтичность и метафоричность, монументаль- ность и декоративность с ослаблением значения сюжета. Теоретическая дискуссия тех лет рассматривала вопрос о роли и соотношении в искусстве прямого и иносказательного отражения жизни. Метафоричность должна быть способом придать конкретному изображению идейно-образную ши- роту, ассоциативность, символику в противовес жизненной конкретике и образности. «В пейзажном жанре этого периода по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории» [8], а также такие ха- рактеристики, как напряжение, глубина ассоциаций, метафоричность. В работе художницы Н. И. Нестеровой «Московский вечер» главным дей- ствующим лицом становится московский пейзаж. Мир реальный, мир ду- шевного переживания, мир воспоминаний сливаются воедино. Три плана картины совмещены, что ведет к игре ассоциаций. Символикой, фантастичностью видения наполнены картины худож- ника А. В. Харитонова. Его пейзажи лиричны, их отличает точечная моза- ичная манера письма. Эффект свечения из глубины достигается с помо- щью многослойного письма цветовыми точками («Пейзаж с семью деревьями» (1970), «Золотая Россия» (1982)). Э. Г. Браговский создал свою ярко индивидуальную систему живо- писного самовыражения. Цвет определяет «образную полифонию» его произведений. Его пейзажи обладают эмоциональной притягательностью, содержательной глубиной. В них отразилось поэтическое постижение ши- ри и трепетной красоты русской природы («Голубой март» (1970), «Мост в Тарусе» (1973), «Березовая роща» (2003)). Его композиции осознанно конструктивны, пространство насыщено воздухом и светом, оно широко и вольно, одновременно подчинено определенной системе художественно- го познания мира. Картина «Голубой март» (1970) – характерный пример пейзажа с центральной композицией, которой в данном случае является неболь- шой куст на переднем плане. Для Браговского характерно применение густонасыщенных цветов, белых, голубых, синих, бордовых, темно - коричневых, и динамичность мазка, что приближает раб оту художника к образцам фовизма. Картина «Березовая роща» (2003) – пример окутывающего пейзажа. При помощи ярких, динамичных цветовых мазков зеленого, голубого, ко- ричневого цветов художник изображает траву, листву на деревьях. Он не обращает внимание на четкую выписанность каждого элемента картины, для него важен колорит, настроение. Такое невнимание к деталям, некая декоративность, плоскостность изображение и одновременно яркость цве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=