Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
111 яркостью красок, вниманием к деталям, тщательной прорисовкой предме- тов. Тогда как последующие планы уже менее выражены, зачастую приоб- ретают цвет легкой воздушной дымки. Конец XIX – начало XX века был переломным моментом в мировом художественном процессе, меняется мировоззрение, возникают новые сти- ли и направления в искусстве. Пейзажная живопись отмечена влиянием таких направлений, как импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в творчестве таких художников как И. Э. Грабарь, С. Ю. Жуковский, В. Э. Борисов-Мусатов. После революции лирические пейзажи стали рас- сматриваться как «бегство от действительности» и были заменены на про- изводственные. Годы войны охарактеризовались возвращением интереса художников к лирическому пейзажу. Война вызывала чувство тоски по дому, и карти- ны создавались с надеждой на ее скорое окончание. В частности, художни- ки М. В. Куприянов, Н. А. Соколов, Л. Н. Крылов создали целую серию пейзажей «Москва. 1941–1945». Это небольшие этюды, в которых при по- мощи импрессионистических приемов тонко были переданы состояния дня, виды дворов, переулков, полный морозной мглы воздух, солнце, чуть заметное в тумане, предгрозовое небо над Кремлем, все то, что было для них близко, создавало то настроение, которое знакомо человеку надолго оторванному от родного края. Увлечение мотивами среднерусского пейзажа выразилось в творчест- ве А. М. Герасимова в его серии «Можайские пейзажи» (1954). В пейзажах еще одного живописца этого периода А. А. Дейнеки отразилась лирич- ность, талант тонкого живописца, который при этом оставался мастером необычайной живописной экспрессии и динамики («Под Курском. Река Тускорь» (1945)). По словам самого художника, в пейзаже он любил «про- сторы, высокие небеса, ясные далекие горизонты…полутона в контрасте с локальным цветом» [6, с. 156]. Еще один живописец этого времени, Г. Г. Нисский создавал декора- тивно-обобщенные пейзажи преображенной человеком природы Подмос- ковья («Подмосковная рокада» (1957). В них «контрастно сопрягаются формы и декор старины с новыми зданиями и новым бытом» [7, с. 25]. Ху- дожник стал предтечей такого нового направления в отечественном искус- стве второй половины XX века как «суровый стиль». Этот стиль наиболее полно выразился в творчестве таких художников 1960 – начала 1970-х годов как П. Ф. Никонов, Н. И. Андронов, В. Е. Поп- ков, И. А. Попов, Э. Г. Браговский, Е. И. Зверьков. Программа «суровых» была направлена против иллюстративных и парадных штампов послевоен- ного искусства и их творчество характеризуют гражданская позиция, по- иск образного смысла действительности, обновление языка живописи. Для них были характерны условность художественных приемов лаконизм цве- товых решений, плоскостная трактовка пространства. Они проложили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=