Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

110 Представители такого междисциплинарного научного направления как этноискусствоведение считали, что на становление образности в русском пейзаже оказывают воздействие две пространственно-временные модели, такие как «архаически-мифологическая (фольклорная) и национальная про- странственная модель» [2]. С одной стороны это связь с славянской языче- ской традицией, с другой – влияние природно-географических факторов. Исследователи В. М. Петров, И. Н. Киселев, используя методы точных наук пришли к выводу, что на специфику цветового решения в националь- ной пейзажной живописи влияют особенности положения солнечного света в конкретной стране. Русская школа может быть охарактеризована с такой точки зрения как «триада из белого, красного и зеленого цветов» [3]. В целом исследования в области этноискусствоведения демонстриру- ют, что русская пейзажная школа выступает неким «культурным стерж- нем», являющимся важной характеристикой национальной школы страны. Такой «культурный стержень» или «код культуры» рассматривается здесь как «система моральных, эстетических и правовых идеалов, социальных установок, норм, верований, чувств и эмоциональных реакций, которые передаются из поколения в поколение» [4]. Он позволяет выразить «душу народа» и «идентифицировать…национальную школу в искусстве» [5]. Как самостоятельный жанр в изобразительном искусстве пейзаж в на- шей стране возник еще вXVIII веке. И только во второй половине XIX века складывается его национальная специфика, возникает реалистическое по- нимание окружающей действительности. Творчество художников-перед- вижников А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана принято считать высшей точкой развития пейзажной живописи в России. Пейзаж превраща- ется в ключевой жанр изобразительного искусства этого времени в нашей стране, так как отображает эстетические, социальные, нравственные, рели- гиозные идеи. Одновременно в пейзаже в это время выделились такие его типы как пейзаж-портрет, пейзаж-состояние, пейзаж-настроение, пейзаж- размышление. Лирическое звучание пейзажа стало характерным для пейзажной живо- писи еще в XIX веке в эпоху романтизма. Свое наивысшее развитие пейзаж- настроение получает во второй половине XIX века в творчестве А. К. Савра- сова, впоследствии в ряде работ И. И. Левитана, И. И. Шишкина, К. А. Коро- вина. Это было связано с изменением принципов русской пейзажной живо- писи: художник ищет единения со своим творением, перед природой встает задача выразить мир его чувств. Лирический пейзаж или пейзаж-настроение отличает изобразительная четкость и ассоциативно-глубокое эстетическое впечатление. Это всегда художественный образ природы, в котором выража- ется духовная сущность внутреннего мира художника, его способность чут- кого восприятия природы и гармоничного слияния с ней. Особенностью лирического пейзажа в конце XIX века становится трехмерность его изображения. Первый план характеризуется наибольшей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=