Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

109 сценарий реализации «погружения». Еще один отрицательный момент использования суггестопедического метода на уроках иностранного яз ы- ка заключается в том, что данный метод ориентирован на достижение максимальных результатов, но без учета точности обучения, без коррекции ошибок, а речь учащихся изобилует ошибками, и в процессе общения это затрудняет понимание. К. К. Полнова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ЛИРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Рассматривается проблема специфики русской пейзажной живописи XIX–XX века, ее эволюции и характерные особенности. Большое место отводится истолкованию такого типа пейзажной живописи, как пейзаж- настроение или лирический пейзаж. Анализируется творческая деятель- ность представителей данного направления второй половины XX и начала XXI века. Ключевые слова: русская пейзажная живопись, пейзаж-настроение, этноискусствоведение, культурный код, метафоричность. «Пейзаж – это лик Родины, и он ценен настроением, а настроение – это и есть скрытая мысль» [1, с. 7], говорил русский художник И. Глазунов. При этом пейзаж — это не простое копирование действительности, а воз- можность «одушевления» природы, попытка художника заставить природу говорить своим языком. Но здесь прослеживается и ряд трудностей, с ко- торыми неминуемо сталкивается как сам живописец, так и зритель. Пейзаж одновременно является достаточно сложным жанром в плане его четкого истолкования, так как те символы, которые художник использует в своем полотне для изображения собственных мыслей довольно сложно отыскать в окружающей природе. Далеко не всегда хмурые грозовые облака и осен- няя непогода отражают подлинное настроение художника. Известный рус- ский живописец И. И. Левитан известен тем, что писал свои наиболее свет- лые полотна будучи в глубокой депрессии. Ряд отечественных искусствоведов большое место в своих исследова- ниях отводили подробному рассмотрению специфики пейзажной живопи- си в нашей стране. А. А. Федоров-Давыдов, Ф. С. Мальцева подчеркивали, что философские и мировоззренческие представления русской культуры всегда были неотделимы от тех процессов, которые происходили в русской живописной школе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=