Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

107 М. А. Овсянникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУГГЕСТОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА Суггестопедический метод положил начало развитию интенсивного метода обучению иностранному языку, целью которого является обучение устно – речевому общению в сжатые сроки при максимальной концентра- ции часов. Сам метод, разработанный и апробированный в 1960-е годы болгарским психиатором и педагогом Г. Лозановым, означает «лечение внушением, суггестией». В применении к изучению иностранных языков суггестопедия придаёт очень большое значение психологическому на- строю и эмоциональному состоянию учащихся. Активно задействуются скрытые резервы сознания, используются театрализованные действия, му- зыка, внушение, релаксаци. Еще одной отличительной чертой этого метода является раскрытие резервов памяти, повышение интеллектуальной актив- ности учащихся. Метод Г. Лозанова основан на активизации резервных возможностей человека, которые в последнее время активно используются в педагогике и методике преподавания иностранного языка, позволяют существенно увеличить обьем памяти и способствуют запоминанию боль- шего количества материала за единицу времени. Использование данного метода обучения на уроках иностранного языка предполагает ведущую творческую роль учителя, создание довери- тельных отношений в группе и между учителем и группой, которые спо- собствуют повышению мотивации и эмоционального тонуса аудитории, обеспечивают раскрытие резервов личности учащегося. Главная особенность суггестивного метода заключается в том, что от слушателя не требуется активного участия. Обучающийся должен лишь концентрировать свое внимание на абстрактных предметах при прослуши- вании материала. В результате он не сосредотачивается на изучаемом ма- териале, не осмысливает его. Новые знания внедряются незаметно и прак- тически без участия слушателя. Основными средствами активизации резервных возможностей чело- века по Лозанову являются следующие средства: Авторитет. Личность учителя играет ведущую роль в процессе обуче- ния. Определенные качества, которыми должен обладать учитель (уверен- ность в себе, умение вести урок в соответствии со спецификой метода, внешние данные, энтузиазм и т. д.), способствуют повышению его автори- тета и помогают завоевать расположение учащихся, что необходимо для успешного обучения. Роль учителя чрезвычайно важна и трудна: он дол-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=