Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.

106 ждал, что кинохроника – это единственный вид кинематографа, способный отразить «жизнь как она есть», но неожиданно для самого себя открыл но- вый вид киноискусства – документально образный фильм. Мысли и работы Вертова связаны с футуризмом, сюрреализмом и конструктивизмом. Эйзенштейн называл его «визуальным хулиганом» [3, с. 15], обсуждая его сюрреалистическую и галлюцинаторную работу «Человек с киноаппаратом». Вертов открывал фильм титром, оповещающим, что лента «представ- ляет собой опыт кинопередачи видимых явлений» [1, с. 120], что «эта экс- периментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы» [1, с. 123]. Открывая возможности киноязыка, Вертов показывал подробности повседневной жизни огромного города. «Киноглаз» призван видеть и запе- чатлевать как можно более, а в идеале – все. Кадр-символ – крупный план человеческого глаза, в котором «установлен» (способом двойной экспози- ции) работающий киноаппарат. Вертов, прежде всего, хотел реализовать на деле теоретически провоз- глашенный тезис о неизмеримо больших возможностях киноглаза по срав- нению с обычным человеческим зрением. Литература 1. Вертов, Д. Статьи. Дневники. Замыслы / Дзига Вертов. – М.: Искус- ство, 1996. – С. 320. 2. Вертова-Свилова, Е. И. Дзига Вертов в воспоминаниях современни- ков / Е. И. Вертова-Свилова, А. Л. Виноградова. – М.: Искусство, 1976. – С. 280. 3. Кузнецов, М. М. Кино и время / М. М. Кузнецов. – М.: Русская Правда, 1977. – С. 64. 4. Рошаль, Л. М. Дзига Вертов / Л. М. Рошаль. – М.: Искусство, 1982. – С. 312. 5. Рошаль, Л. М. Неигровое кино и новое мышление / Л. М. Рошаль // Киноведческие записки. – 1996. – № 1. – С. 38–57.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=