Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
105 в предмете их работы. Лев Кулешов работал с художественным фильмом, Дзига Вертов был «одержим» съемками хроникальных сюжетов. Вертов считал, что монтаж – это, прежде всего не способ организации движения, а важнейший элемент специфики кино. Он подчеркивал прин- ципиальное различие между монтажом игровой и документальной кар- тины. Монтаж документального фильма начинается задолго до того, как кинематографист берет в руки куски отснятой пленки. Материалы монти- руются в течение всего времени производства – с момента выбора темы и до выхода фильма на экран. Эта теория была открыта и опробована многими кинорежиссерами. Но именно Дзига Вертов впервые сформулировал этот принцип и красиво применил его на практике. Монтаж задуман в качестве вариаций точек зрения, навязываемых зрителю. «Киноаппарат «таскает» глаза кинозрителя от ручек к ножкам, от ножек к глазкам и прочему в наивыгоднейшем порядке организует ча- стности в закономерный монтажный этюд » [1, с. 89], – писал Вертов в од- ном из своих манифестов, посвященному «киноглазу». Для Вертова в конце 1922 года монтаж создавал и организовывал вре- мя и пространство, присущее кинематографу. В этой области Вертов не ограничился теоретическими соображениями. Он показал их истинность на своих фильма – «Человек с киноаппаратом», «Шагай, совет!», «Симфо- ния Донбасса» и многих других. Дзига Вертов стремится придать сюжетам, с помощью монтажа, ди- намику, движение. Его деятельность была поиском новых способов съемки и монтажа, новых методов организации снятого материала. Он уверен, что при помощи монтажа можно из документальных снимков создать новое условное время и новое условное пространство. Монтаж начал опреде- ляться как творческий процесс огромных конструктивных возможностей. К киноаппарату и монтажу он сводит всю специфику кино. Вертов ут- верждал, что кино – это конструирование с помощью монтажа кадров, случайно оказавшихся под рукой, либо случайно снятых в гуще захвачен- ной врасплох жизни в рамках расписанного ранее плана (но не сценария) съемок. Это было рождение нового вида искусства, где кинодокументы получили художественно-образное истолкование. В зрелый период творчества он выработал индивидуальную манеру монтажа. Язык образов, ассоциаций и метафор шел на смену логическому мышлению. Это был способ выражения рождающегося искусства, как для художественного, так и для документального кино. «До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идей» [5, с. 53], – писал режиссер, директор Фран- цузской синематеки Фредерик Россиф. Но используя различные методы монтажа, образу, метафоры Дзига Вертов не заметил, как вышел за грани документального кино. Он утвер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=