Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
104 Предметом работы Вертова, заявленным во всех теоретических рабо- тах было документальное кино, фиксирующее факты, существующих лю- дей, реальные исторические события. Режиссер выступал против художе- ственного, игрового фильма, утверждая, что оно вымысел, изживший себя, никому ненужный продукт. Создатель фильма должен отражать «реальные события, а не вымы- сел, расчетливо созданный с определенной целью» [1, с. 53]. Гармонию кадра можно добиться только благодаря естественности на экране. Дзига Вертов негативно относился к элементам художественного фильма: к сце- нарию, актерам, павильону киностудии и т. д. Параллельно с тем как Дзига Вертов углублялся в изучение возмож- ностей документального кино, он еще и формулировал основную теорети- ческую концепцию своей работы: «документальный экран не должен ко- пировать зрение, для этого существует «киноглаз», более совершенный, чем глаз человека» [1, с. 60]. «Киноглаз» не просто фиксирует реальность, он еще и преображает ее. По этому поводу он писал: «Мы исключаем вре- менно человека как объект киносъемки за его неумение руководить своими движениями» [1, с. 63]. Д. Вертов утверждал, что документальный фильм открывает для него удивительные возможности для трансформации и преображения реально- сти. Объектив кинокамеры может увидеть то, о чем человек раньше даже не подозревал, Дзига Вертов освободил объект от натиска времени, «под- верг микроскопическому анализу, вскрыл потаенные для человеческого глаза стороны» [4, с. 45]. Но на практике Вертов не останавливался, он продолжает исследовать и обосновывать возможности «киноглаза» в своих теоретических работах (первая глава из книги Вертова «Киноки. Переворот» была посвящена «киноглазу»), из чего в дальнейшем вытекает методика «скрытая камера» и принцип «съемка жизни врасплох». Режиссер считал, что камера способ- на видеть больше и объективнее, чем человеческий глаз. «Киноглаз» мо- жет придать реальности новую форму, показать людям то, что скрыто от их взгляда. Теория Вертова «киноглаз» основывалась на вере в то, что «глаз под- чиняется воле камеры» [1, с. 78]. Камера указывает зрителю, куда и в ка- кой момент он должен смотреть, направляет его взгляд от одной точки на экране к другой. Но в более поздних своих статьях Вертов пришел к мыс- ли, что это не камера или «киноглаз» руководит человеком, а режиссер. И основным способом, помогающим увлечь взгляд зрителя за «киногла- зом» и добиться нужного эффекта в кадре, Вертов провозглашает монтаж. Монтажная теория документального кино, «монтаж во времени и про- странстве» – одно из самых ценных достижений Дзиги Вертова, как теоре- тика. Основное отличие его теории от трудов Льва Кулешова, так же одно- го из основателей советского и мирового кинематографа заключается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=