Университет XXI века: исследования в рамках научных школ 2015г.
10 но-силовым качествам (Е. Б. Подскоцкий, 1983 и др.), сенсомоторике (Н. А. Бернштейн, 1991;), психике, в плане её помехоустойчивости (Т. Т. Джа- мгаров, 1979; Л. А. Китаев-Смык, 1983; А. В. Ивойлов, 1986 и др.). Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных воз- можностей, что проявляется в совершенствовании таких специализирован- ных восприятий, как «чувство дистанции» «чувство ковра», «чувство со- перника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т. д. (В. П. Озеров, 1983, 2002; Е. П. Ильин, 2003). Однако есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определен- ных технических навыков и тактических умений, концентрированное раз- витие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в спе- цифической двигательной деятельности. Процесс совершенствования координационных способностей у бор- цов органически связан с решением задач технико-тактической подготов- ки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносли- вости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности (А. Г. Карпеев, 1990; В. И. Лях, 2000, 2002). Многие исследователи (В. М. Панов, 1996; Н. Г. Сучилин, 1974 и др.) считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способ- ности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных борцов предусматривает выполнение специализиро- ванных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяже- лых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных). В современной теории спортивной тренировки методика развития ко- ординационных способностей остается наименее разработанной. Отсутст- вует четкое понимание природы координационных способностей, разно- речивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных спо- собностей, не выявлены особенности технологий развития данного физи- ческого качества применительно к борьбе. Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития коор- динационных способностей у юных борцов обуславливают актуальность данной проблемы и требуют дальнейших научных исследований. Наша задача выяснить, какую роль играет координационные способ- ности в тренировочном процессе борцов. Проблема состоит в создании современных педагогических техноло- гий, позволяющих осуществлять параллельное совершенствование коор-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=