Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

79 ся субъект, который активно и сознательно использует информационные технологии в строительстве своих знаний и навыков. В современном обра- зовании все шире применяются методы активного обучения, «использова- ние которых зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений. Помимо общего ознакомления с проблемой ис- пользования активных методов обучения современное высшее образование требует, чтобы педагоги чаще использовали активные формы преподава- ния в своей работе в зависимости от вида проводимых ими занятий, что, несомненно, способствовало бы совершенствованию профессиональных и личностных особенностей студентов. Очевидно, что при использовании новых технологий преподавания учебных дисциплин мотивация к обучению становится не только личностно значимой, но и социально значимой, поскольку студент с самого начала включен в совместную учебную деятельность и сам находится в позиции обучаемого (учащегося) и обучающего (преподавателя). Активные формы обучения позволяют моделировать целостное содержание будущей профес- сиональной деятельности. Такое обучение вносит новое качество в тради- ционные формы вузовского учебно-воспитательного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на самостоятельный поиск ее обучаемым и на моделирование способов применения ее в будущей профессиональной деятельности. Среди преимуществ внедрения новых технологий преподавания называются: «вы- сокая степень включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденная активность» – принудительная активизация мышления и деятельности обу- чающегося; повышение эмоциональнойвключенности обучаемых и творче- ский характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективное форсиро- вание усилий, интенсификация процесса обучения [7]. Высокая технологичность учебного процесса должна обеспечиваться модульным структурированием учебного материала, т. е. представлением дисциплин блоками разделов, имеющими самостоятельное практическое применение. Объем каждого модуля имеет количественное выражение в виде оценки (кредита), отражающей количество отводимых каждому мо- дулю в неделю аудиторных часов в течение семестра. Такая организация учебного материала, с одной стороны, открывает возможность вариаций содержания образования в рамках заданного объема часов на дисциплину в целом, а с другой – позволяет легко согласовывать учебные планы раз- личных высших учебных заведений, обеспечивая условия для целевой об- разовательной мобильности студентов. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что современная система образования должна соответствовать следующим принципам: междисцип-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=