Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

78 ской высшей школы в общеевропейское пространство высшего социально- экономического образования». В данном аналитическом обзоре рассмат- ривается европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней, включающий описание квалификаций, модели распределения нагрузки по типам курсов, уровням и модулям, ос- новные принципы сотрудничества по разработке общеевропейской систе- мы квалификаций и степеней [6]. Как указывают О. Б. Томилин и другие, организационное выделение в высшем профессиональном образовании двух образовательных уровней (бакалавриата и магистратуры) требует определения их содержательного наполнения, которое задается целями подготовки. Как правило, цели пред- ставляют собой рамочное определение требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть получены на соответствующем образо- вательном уровне. Создание таких требований в виде образовательных стандартов представляет собой крупную научно-методическую проблему, которая осознается мировой высшей школой [8]. В последние десятилетия практически во всех развитых странах Ев- ропейского Союза произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых (базовых, универсальных) компетенций. По принятой рабочей классификации общие компетенции были разделены на три груп- пы: инструментальные, межличностные и системные. По мнению О. Б. Томилина, предлагаемая формулировка целей образо- вательных уровней в высшем профессиональном образовании порождает не менее значимую проблему для европейского образовательного пространст- ва – создание технологий, обеспечивающих достижение сформулированных целей на каждом образовательном уровне, также средств надежного кон- троля качества на выходе. На эти образовательные технологии накладыва- ются определенные требования: они должны быть эффективны, экономич- ны и технологичны при использовании в массовом высшем образовании. Таким образом, «к учебно-методическим задачам, обеспечивающим реализацию двухуровневой системы высшего профессионального образо- вания, сопряженной с процессами создания общеевропейского образова- тельного пространства, можно отнести: создание нового поколения нацио- нального образовательного стандарта, основанного на компетентностном подходе в определении результатов обучения; создание нового поколения учебно-методических материалов, содержащих учебные задания, ориенти- рованные на реализацию спектра основных мыслительных операций как психологической основы формирования компетенций; создание методики организации учебного процесса, использования предлагаемых образова- тельных технологий и ее экспериментальная апробация [8, с. 112–123]. Технологии обучения в настоящее время переживают революционные изменения, что продиктовано высоким уровнем технологий в передовых областях производства. Человек понимается сегодня как самообучающий-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=