Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

77 Н. А. Шайденко СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ В настоящее время темпы технического прогресса все в большей сте- пени зависят от эффективности системы образования, которая, в свою очередь, не может не меняться, отражая новые требования общества, обу- словленные развитием науки и производства. Все это ставит перед образо- ванием новые задачи и инициирует создание все более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению. Идея необходимости обучения «через всю жизнь», трансформирован- ная в теорию «непрерывного образования», сегодня принята практически во всем мире и стала предметом активного изучения как зарубежных, так и российских исследователей [1; 2; 3; 4; 5]. Более частными свойствами непрерывного образования, имеющими непосредственное отношение к технологиям обучения, являются: сущест- венное увеличение продолжительности и значимости этапов самообразо- вания в общей системе непрерывного образования; возрастание роли информационных и телекоммуникационных технологий обучения; актуа- лизация задачи формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемого; усиление роли принципа инди- видуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для каждого обучаемого и т. д. Таким образом, анализ специфики непрерывного образования показы- вает, что необходимым условием его эффективного осуществления являет- ся разработка системы новых технологий обучения. Организация многоуровневого высшего образования глубоко прагма- тична по своей сути. Среди достоинств многоуровневой системы образо- вания следует отметить и то, что она «соответствует характеру именно университетского образования, основная цель которого состоит в подго- товке широко образованных людей, готовых работать в условиях повы- шенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения. При этом легче реша- ется проблема подготовки специалистов и на стыке наук, позволяя комби- нировать общее и специализированное образование различного профиля. Изучению опыта перехода высшего образования европейских стран на многоуровневую систему посвящены многочисленные зарубежные и рос- сийские исследования, среди которых необходимо упомянуть межстрано- вый анализ «Формирование общеевропейского пространства высшего об- разования. Задачи для российской высшей школы», подготовленный специалистами Государственного университета – Высшей школой эконо- мики в рамках проекта «Анализ проблем и перспектив интеграции россий-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=