Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
76 Как известно, экология человека изучает взаимосвязь здоровья и фак- торов окружающей среды, а валеология – взаимосвязь здоровья и образа жизни человека. На наш взгляд, данное определение категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» позволяет констатировать, что экологическое и валеологическое воспитание должно выступить как единая система, обеспечивающая формирование гармонически развитой личности с устой- чивыми формами мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, а также мотивационно-смысловыми основами адекватных типов здоровьесбере- гающего поведения. Однако воспитание должно быть единым с образова- нием и развитием. По современным представлениям образование есть одна из форм воспитания. Поэтому необходимо рассмотреть ключевые позиции эколого-валеологического образования и определить его специфику в кон- тексте междисциплинарных корпоративных связей. Под эколого-валеологическим образованием мы понимаем процесс приобретения знаний о здоровом стиле жизни, о закономерностях станов- ления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием абиогенных и биогенных факторов среды, овладения умениями сохранения и совер- шенствования личного здоровья и биоэнергоинформационного равновесия в природных экосистемах, оценки формирующих его факторов, а также овладения умениями его построения, освоения методов и средств пропа- ганды здоровья и здорового образа жизни и формирования экологического сознания, индивидуальной, экологической и валеологической культуры личности в ракурсе глобальных эколого-валеологических проблем, возни- кающих в условиях техногенных преобразований в окружающей среде. Анализ педагогического опыта позволяет нам выделить условие, оп- ределяющее эффективность эколого-валеологического образования – переход от знаний о здоровом образе жизни и причинах, послуживших ос- новой нарушения экологического равновесия в среде, к программе форми- рования индивидуальной экологической и валеологической культуры лич- ности. В процессе обучения это выражается в ориентации на методы и приемы, обеспечивающие формирование здоровьесберегающей образо- вательной среды, а в содержании обучения – в поиске ключевых понятий и терминов, на основе которых возможно формирование определенной эколого-валеологической позиции личности в отношении своего здоровья и здоровья других людей, в выработке конструктивных стратегий по фор- мированию культуры здоровья, здорового образа жизни и его ценностно- смысловых основ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=